Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 13-18

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18 и Я говорю тебе: ты - Петр*, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Прочитанный отрывок из Евангелия от Матфея интересен мне, прежде всего, как исследователю западного христианства. Дело в том, что именно это место из Священного Писания используется Католической церковью для обоснования власти Римского папы. Согласно католическому учению каждый Римский епископ является наследником апостола Петра, который якобы получил от Христа особые полномочия — в том числе и власть над прочими апостолами. Так ли это? Давайте внимательно вчитаемся в то, как развивается беседа Спасителя и Его учеников. Она, кстати, произошла почти сразу чуда Преображения, когда Христос явил апостолам Свою Божественную природу. И вот после всего случившегося Спаситель спрашивает учеников — кем Меня считают люди? В ответ Он слышит разные версии — Иоанном Крестителем, Илией, Иеремией или каким-то другим пророком. Выслушав всё перечисленное, Христос спрашивает апостолов — кем они сами считают Своего Учителя? И тут Петр восклицает: Ты Христос, Сын Бога живого. Подобные слова означают только одно — апостолы верят, что Спаситель не просто человек, а посланный Богом долгожданный Мессия. Христос хвалит Петра и произносит такие слова: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Фраза Спасителя открывает нам смысл прозвища апостола. Ведь Петр не имя. Симон — имя апостола. А Петр в переводе с греческого языка означает «камень». Христос нарекает Петра камнем. И, как кажется на первый взгляд, именно его делает основанием Церкви. Во всяком случае, так думают католики. Однако православное понимание устройства Церкви другое. Оно опирается на наследие святых отцов. И, например, блаженный Августин — главный для западного христианства автор — прямо говорит, что в основании Церкви находится не апостол Петр, а крепкая вера. Петр от лица апостолов провозгласил — Христос — Сын Божий, Мессия. И именно такую крепкую веру Спаситель хвалит, называет ее камнем (в оригинальном греческом тексте — скалой). Почему это для нас важно? Приходится подчас слышать от разных людей, что Церковь — это священнослужители, а миряне вроде как не Церковь. Они, конечно, на богослужения ходят, но в прямом смысле Церковью не являются. Сегодняшнее чтение говорит нам об обратном, о том, что не наличие или отсутствие священного сана определяет статус христианина, а его верность Богу и православному вероучению. И именно из людей крепкой веры и состоит Церковь, на них изливается благодать Божия. ХХ век стал этому ярким подтверждением. В годы безбожных гонений от веры отреклись многие священнослужители и миряне, но те, кто выстоял, стали непоколебимым основанием Церкви, залогом Ее возрождения. Поэтому каждый из нас должен помнить, что лично от него зависит, какова будет дальнейшая судьба православной веры. И если вера наша окажется крепка, то никто и ничто не сможет Церковь уничтожить.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!