Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 35-36, Глава 15, стихи 1-11. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 35-36

35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,

36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

Евангелие от Матфея, Глава 15, стихи 1-11

01 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

02 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

03 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

04 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

05 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

06 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

07 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:

08 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

09 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.
В то время узнав Иисуса, жители земли Геннисаретской послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
Гробницы древних правителей часто очень красивы, но это не значит, что их нужно открывать. Ничего, кроме праха и тления там найти нельзя. Даже египетские фараоны, тела которых после смерти бальзамировали, не могли сохранить красоты тела, превращались в иссохшие мумии. Ко времени Рождества Христова ветхозаветная религия внешне еще сохраняла свое былое великолепие. В Иерусалиме, возвышаясь над городом, находился величественный храм Бога Единого. Украшенный по приказу царя Ирода Великого, окруженный мощными стенами, он служил символом религиозного превосходства иудаизма над прочими народами. Но стоило войти на территорию храма, чтобы понять — внешнее величие не сильно совпадает с внутренним положением дел. Власть в ветхозаветной церкви захватили религиозные секты — фарисеи, книжники, саддукеи. Они по-своему толковали постановления закона пророка Моисея. По сути заповеди Божии постепенно заменялись, вытеснялись многочисленными комментариями, мнениями, которые впоследствии были собраны вместе и названы «преданием старцев» — Талмудом. В результате ветхозаветный иудаизм стал похож на древней мавзолей — прекрасный снаружи и мертвый изнутри.
Знатоки иудейской религии постоянно упрекали Христа в нарушении предания старцев. Вот и в сегодняшнем отрывке они обрушились на Спасителя с обвинениями. Правда, не в Его адрес лично, а в адрес апостолов. Ученики Христа не всегда умывали рук перед едой. В законе Моисея и, правда, указано, что благочестивый иудей должен совершать омовения, но ко времени Спасителя количество обязательных ежедневных омовений под влиянием фарисеев сильно возросло. Важность этого обряда была феноменальной — один раввин, заключенный в тюрьму, предпочел погибнуть от жажды и потратил имевшуюся у него воду на омовение рук. Христос с пренебрежением относился к преданию иудейских старцев, видя в этом наглую подмену истинного благочестия на религиозный и местами подлый формализм. В частности, Спаситель указал фарисеям на недопустимую вещь, которую они разрешают делать людям. В древнем Израиле существовало понятие «корван», то есть священное, определенное Богу. Человек мог пожертвовать что-то для нужд храма, тогда эта вещь становилась священной, предназначенной только для использования служителями храма. Иудейские учителя не отменили практику «корван», но внесли в нее одно изменение. Можно было объявить свою собственность священной, но не жертвовать ее тут же в храм, а продолжать ей пользоваться. Потом можно было вообще поменять решение и упразднить статус «корван». Этим приемом пользовались неблагодарные дети, не желавшие помогать родителям. Они объявляли свое имущество «священным» и отказывались содержать своих отцов и матерей. Дождавшись их смерти, жестокие дети отменяли статус «корван». Фарисеи тщательно отслеживали частоту омовения рук, но при этом сквозь пальцы смотрели на такое подлое поведение.
Подмена религиозных ценностей не такая уж и редкая вещь. Прикрываясь мнимыми соображениями или даже волей Бога, люди, бывает, идут на сделку с собственной совестью. Можно обмануть человека. Но Бога обмануть нельзя. Как бы мы не стремились загримировать собственное лукавство, придать ему вид благочестия, вся эта имитация рассыплется при одном касании вечности. Получит одобрение от Господа только чистое, правильное, честное.
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!