Помочь радио
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 14, стихи 14-22

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию крайне важный рассказ. О его особой важности можно сделать вывод на том основании, что рассказ о насыщении большого числа людей в пустыне малым количеством хлеба и рыбы можно встретить у всех четырех евангелистов. Рассказы евангелистов имеют отличия между собой, но есть и нечто, помимо собственно насыщения, общее. Это используемые слова. Все евангелисты в своих рассказах оперируют так называемой евхаристической терминологией, они пишут, что Господь Иисус Христос взял хлеб, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлеб ученикам, а ученики народу. Тема хлеба во все времена связана, в-первую очередь, с голодом. Но в Священном Писании хлеб связан не только с физическим голодом, но и духовным. В Ветхом Завете хлеб зачастую выступает символом Слова Божия. Именно духовный голод — жажда слышания Слова Божия — ведет народ за Христом в пустынное место в позднее время во всех описаниях чуда насыщения хлебами, которые мы находим в Евангелиях. Совершенно очевидно, что чудо физического насыщения, можно сказать, сопутствующее чудо. Первым, основным и центральным чудом было насыщение Словом Божиим. Вывод об этом невозможно сделать на основании услышанного нами сегодня варианта рассказа апостола Матфея, но именно об этом говорит параллельный текст апостола Марка: «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много» (Мк. 6:34). Те исцеления, на которых делает акцент апостол Матфей, были лишь продолжением поучений Христа и нельзя сказать, что люди пришли в пустыню по простой житейской причине — чтобы обрести здоровье. Их жажда Живого Слова была такой, что они, в отличие от апостолов, вовсе не думали о пище. Апостолов тоже можно понять: они то были со Христом всегда, они привыкли, и их собственная жажда Слова Божия была в полной мере удовлетворена.

Ранняя христианская Церковь воспринимало чудо умножения хлеба как имеющее ценность не само по себе, а прежде всего в качестве прообраза Тайной Вечери и символа той евхаристии, которую Христос заповедал ученикам совершать в Его воспоминание. Именно евхаристия была первичным актом церковной общины, который объединял ее членов еще до того, как появились другие объединяющие факторы, такие как общее для всей Церкви Евангелие, общепринятое нормативное изложение христианского вероучения, обязательные для исполнения церковные каноны. Тот факт, что небольшого количества хлеба хватило на огромную толпу людей, несомненно, воспринимался евангелистами как образ таинства, которое объединяет Церковь по всему миру и во все времена. Начавшись в скромной горнице, где Христос накануне Своих страданий и смерти собрался с немногими учениками, евхаристия стала событием, которое охватило огромные массы людей — сначала тысячи, а потом миллионы христиан по всей планете.