Помочь радио
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 36-43

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;

38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;

39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:

41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

В сегодняшнем чтении мы слышим объяснение притчи о плевелах на поле. Сам по себе факт существования этого объяснения очень важен, ведь если апостолы, то есть те, кто все время ходил со Христом могли чего-то не понимать и просить объяснения, значит и мы, те, кто сегодня не понимаем Христа, не должны унывать и отчаиваться, но обращаться к Нему в молитве о вразумлении, а так же обращаться к тем текстам, которые Церковь хранит как свое Предание. Значит в нашем непонимании нет ничего необычного или страшного.

Саму притчу мы слышали в одном из прежних чтений, и она не показалась нам непонятной. В этой связи возникает вопрос, что такого странного увидели в ней апостолы, что вынуждены были спрашивать о ней Христа. Учитывая контекст, в котором они жили, ответ может показаться более-менее очевидным. Дело в том, что в ветхозаветном иудаизме не существовало никакого подробного учения о загробном воздаянии, или тем более о воздаянии после воскресения мертвых. Услышав в притче слова хозяина: «соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою», они услышали для себя нечто совершенно новое. Оказывается, жизнь — праведная или грешная — предполагает некоторый итог. Причем итог этот зависит не только от человека, но и от Бога, как Господина этого мира.

Незадолго до этого, апостолы услышали от Христа уверение в том, что им дано знать тайны Царства. Дано не потому что Бог к ним почему-то особенно щедр, а потому что они «оставили все и пошли за Ним». И конечно, услышав о том, какой будет кончина мира, они не могли не спросить о том, как это будет. Именно поэтому судьба плевелов объясняется Христом наиболее подробно.

Мир — есть Его Царство, и в нем есть соблазны и беззаконники, которые их воплощают в жизнь. По слову Христа, они будут наказаны ввергнуты в печь огненную, в то время как праведники воссияют как светила.

Однако притча, на то и притча, что в ней сокрыто множество смыслов и каждый может оказывается особенно актуальным в свое время. Для апостолов было важно услышать о том, что судьба выбравших добро и упорствующих во зле может быть разной... В наше время для многих христиан эта истина очевидна. Но в притче о плевелах есть еще одна важная мысль: Бог чрезвычайно бережно относится к каждому колоску. Хозяин в притче не позволяет слугам выбирать плевелы, пока не наступит время жатвы, потому что они могут перепутать их с пшеницей... Только время, в которое все определено, может стать временем суда. Это значит, что как бы кому ни хотелось, ни о ком нельзя говорить, плевел он или пшеница, потому что до времени жатвы это неизвестно даже ангелам, не то что людям. Время жатвы покажет, но до его наступления ничью жизнь нельзя считать бесплодной, потому что о ее качестве может судить только Сам Господь.