Помочь радио
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 31-36

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,

35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы услышали две притчи о Царствии Небесном. Рассказаны они не сами по себе, но в череде притч и перемежаются объяснениями и обращением к ученикам и к народу.

В одном из прошлых чтений мы слышали вопрос апостолов, которые недоумевали, почему Христос говорит народу притчами. Смысл Христова ответа в том, что притча оказывается понятной только тому, кто готов к духовному труду. Т.е. бытовой смысл понятен любому, но тот, кто готов думать над ней — открывает для себя ее духовный, глубинный смысл.

Обычно услышав историю про горчичное зерно, люди сразу вспоминают слова Христа о вере с горчичное зерно, которая может быть и мала, но которой для много оказывается достаточно. Но в сегодняшней притче Царство уподобляется зерну, которое вырастает и становится деревом, в котором укрываются птицы. Царство — это нечто малое, вырастающее в большое. Зерно, которое существует само по себе, разрастаясь начинает существовать для других. Как это верно! Мы приходим к Богу, чтобы обрести себя, чтобы обрести свой смысл жизни, чтобы устроить свою жизнь... Но встречаясь с Богом, в Нем мы обретаем не только самих себя, мы обретаем ближних. Близость к Богу позволяет мне увидеть в ближнем того, кого я могу любить. Открывая для себя Бога — любовь я становлюсь другим, пространство вокруг меня становится не местом столкновения и борьбы, но пространством мира и покоя.

Вторая притча связана с первой. Христос сравнивает Царство с пресным тестом, в которое добавляется закваска, для того чтобы все оно взошло. Закваски значительно меньше, чем теста, но она постепенно распространяет на него свои свойства. Иными словами, весть о Царстве попадает в жизнь человека, но развивается в нем постепенно. Любая хозяйка знает, что добавив дрожжи в тесто, она должна создать для их роста специальные условия. Так же и с вестью о Царстве, для укоренения которой человек должен поменять себя, создать в себе и в своей жизни условия для ее роста. Причем роста постепенного. Человек не должен думать, что став Христианином, он сразу научится жить по законам Божиим, ведь это процесс постепенный. Он развивается в нем постепенно, как постепенно растет горчичное зерно, захватывает его все больше, как закваска, которая квасит все тесто.

Объясняя, почему Христос говорит притчами, апостол цитирует пророка. Притча- жанр, который предполагает усилие со стороны слушателя. Это не декрет, не постановление или обращение, это рассказ, который можно понять в духовном смысле и мимо которого можно пройти, восприняв лишь ее бытовую часть. Удивительным образом сам жанр, который использует Христос, показывает главную черту богочеловеческих отношений — усвоение Божией воли невозможно без свободного усилия человека. Сокрытое от создания мира открывается нам во Христе. Бог сотворивший мир — позволяет миру быть и своей волей сохраняет и сберегает его... Человек, сотворенный по образу Божиему, живя в мире, должен стать источником мира и благоденствия окружающих. Но происходит это не сразу, а постепенно... Правда Царство Божие становится для него все очевиднее, это меняет и его самого, и тех, кто живет рядом.