Помочь радио
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 13, стихи 10-23

10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,

15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.

20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим как апостолы подходят ко Христу и спрашивают его о том, почему Он обращается к народу с притчами, учитывая, что люди не вполне Его понимают. Само по себе это обращение учеников очень показательно. Христос — миссионер, а они Его ученики. Что должен делать проповедник, если он хочет, чтобы его услышали как можно больше людей? Он должен говорить предельно понятно. Он должен буквально разжевывать те истины, которые хочет донести. Ведь чем больше людей Его поймет, тем для Него лучше. Разве не в этом Его цель??? Авторы древности с удивлением отмечали, что апостолы являют перед Христом человеколюбие, беспокоятся за простых людей, которые не понимают Его слов.

Однако Христос не начинающий миссионер, который не знает каких-то приемов и не может оценить готовность аудитории. В том, как именно Он проповедует, есть глубокий смысл.

Когда-то древнегреческий философ Гераклит говорил, что есть люди спящие и есть бодрствующие. Одни спят, находясь каждый в своем сне, в своей реальности, другие живут в общем мире, в общей реальности. И хотя прошла уже не одна сотня лет, в этом отношении человеческое сообщество не сильно изменилось. Причем, естественно, и те, кто спят и те, кто бодрствуют — делают это сознательно. Людям кажется, что так просто сложилось, но на самом деле в глубине — это был их выбор.

Возможно, в этом, а не в отношении к эволюции, и проходит разлом, между наукой и религией. Современные биологи все больше приходят к тому, что человек определяется теми биохимическими процессами, которые в нем протекают. Радость и грусть, влюбленность и антипатию — все это и многое другое можно описать через действие адреналина, серотонина, дофамина и подобных веществ. Конечно, есть в этом своя, естественно научная, правда. Но есть ли предел у этих объяснений? Не получится ли так, что злобу, предательство, клевету или тщеславие мы тоже научимся обосновывать химически? Тем самым уничтожая само понятие свободы, греха и ответственности за него.

Церковь не отрицает того, что химические реакции, протекающие в нашем организме влияют на наше поведение, но она утверждает, что человек свободен, он не сводится к ним и ими не определяется. Христос — не просто проповедник, т.к. обращаясь к людям Он дает выбор. Он не стремится захватить массы простыми популистскими речами, но говорит так, чтобы мы в глубине своих сердец могли ответить Ему изнутри нашей свободы.