Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 9-13

09 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Один из самых частых вопросов, с которым приходится сталкиваться священникам — это вопрос о том, что можно и что нельзя. Что можно есть? Что можно делать? А как конкретно можно и нужно поступать в той или иной ситуации? Эти вопросы активизируются при совпадении выходных дней с церковными праздниками в огородный сезон и хорошую погоду. Можно ли вскапывать землю на даче в воскресный день? А как же заповедь о почитании субботы и запрете на любую деятельность? Евангелие не дает прямых ответов на эти вопросы. Оно вообще довольно кратко и весьма категорично. Христос Спаситель говорит лишь о том, что «можно в субботы делать добро». Очевидно, что речь идет не о делании добра ради самого себя. Ведь эти слова Христом сказаны после исцеления человека с сухой рукой, а значит можно сказать, что контекст Евангелия указывает на то, что речь идет исключительно о добрых делах ради другого. Для таких дел нет никакого ограничения во времени и месте. Они являются приоритетом. Но вместе с этим Евангелие говорит и о том, что этот приоритет не абсолютен. На это указывает трагическая история бывшего апостола Иуды. Он, как мы помним, пытался оправдать благотворительностью и заботой о нуждающихся собственное сребролюбие и говорил, что драгоценное масло, возлитое на Господа перед Его страданиями, можно было бы продать, а вырученные деньги отдать нищим. На это Христос возражает и говорит, что «нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» (Мк. 14:7). Толкователи однозначно говорят, что применительно к нашей жизни здесь речь идет о безусловном приоритете богоугождения в виде богослужения перед всем прочим. Сначала Бог, потом все остальное. Предельно четко об этом писал блаженный Феофилакт: «Да постыдятся же те, кто предпочитают нищих Христу! Ибо я слышал золотых дел мастеров, которые говорят, что если разбить церковный сосуд на части и отдать нищим, — не будет греха. Пусть же слышат они, как Христос ценит служение Ему выше служения нищим. А на золотом дискосе и бывает истинное Тело Христово, а в чаше — Кровь Христова. Поэтому, кто уносит из церкви драгоценный дискос и заставляет полагать Тело Христово на плохом дискосе, ссылаясь на нищих, тот пусть знает, чьим участником он становится». Надо признать, что эта мысль блаженного Феофилакта в наше время весьма непопулярна, но он написал то, что написал. Разумеется, не только он трактовал историю с помазанием Христа благовонным маслом таким образом. Это общее направление мысли святых.

И потому ответ на вопрос о допустимости деятельности в дни церковных праздников сводится к тому, что вместо. Что вместо богослужения? И что вместо добрых дел? Лежание на диване под сериальчик? Уж если нет сил на добрые дела ради другого, то лучшим выбором станет доброе дело ради самого себя, но никак не праздность.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!