* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 14-16,22-30

14 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.

15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех

16 и запретил им объявлять о Нем,

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.

28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.

29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.

30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Обвинения Христа Спасителя в том, что при исцелении больных Он прибегает к силе «веельзевула, князя бесовского» не были разовыми. Они повторяются на страницах Евангелия неоднократно. За этими обвинениями стоят разного рода магические практики, которые в Палестине первого века были достаточно широко распространены. Но, конечно же, сила, при помощи которой Христос Спаситель совершал исцеления и изгнания бесов, не имеет ничего общего с колдовством или магией. Однако для свидетелей Его чудес это не всегда было очевидно и некоторые Его действия могли интерпретироваться как связанные с магией. Внешние приемы, которые Он использовал, могли напоминать практику экзорцистов, которые изгоняли злые силы заклинаниями или магическими формулами. Христос тоже нередко использовал словесные формулы, например: «Замолчи и выйди из него» (Мк. 1:25) или «Выйди, дух нечистый, из сего человека» (Мк. 5:8). В то же время Он никогда не произносил заклинательные молитвы, как это делали другие экзорцисты; не ссылался на какой-либо внешний авторитет или иную силу, отличную от Его собственной; не использовал никакие специальные вспомогательные средства.

Но все эти внешние отличия дают лишь частичный ответ на обвинение в использовании силы «князя бесовского», да и Сам Христос не идет по пути указания на внешние отличия. Он, во-первых, говорит о том, что если если сатана изгоняет сатану, значит он разделился сам в себе. Сатана противостоит Богу; его царство противостоит Божию Царству. Те, кто населяет царство сатаны, солидарны между собой: это подтверждает, в частности, история с легионом бесов, которые действовали совместно, имели единую волю и единую силу.

Второй аргумент — ссылка на сыновей тех, кто обвиняет Христа Спасителя. Под этими сыновьями иногда понимают тех иудейских экзорцистов, которые действовали во времена Христа и о которых известно из других источников. Однако гораздо более вероятно, что речь идет о Христовых учениках, которым Он дал власть над нечистыми духами. Поколение апостолов будет судьями поколению своих отцов, которые не уверовали во Христа вопреки всем совершенным Им и Его учениками чудесам.