Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 2-15
02 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
03 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?
04 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
05 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
06 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
07 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
08 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
09 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.
15 Кто имеет уши слышать, да слышит!
Израильские пророки — это те, кто открывал своим единоплеменникам волю Божию. Отношение к ним было двойственное. С одной стороны, в народе они пользовались огромным уважением. Однако, несмотря на это, пророческое служение было одним из самых трудных и опасных. Ведь зачастую их слово было направлено против косности и греховности, в которой погрязли евреи. А потому, несмотря на свой, казалось бы, высокий авторитет, пророки подвергались различным преследованиям и гонениям. Случай с Иоанном Крестителем служит тому ярким примером. Он обличал правителя по имени Ирод Антипа в незаконном браке. За это был схвачен и брошен в темницу. Тем не менее, Евангелие говорит, что Ирод уважал Иоанна, боялся его и даже навещал праведника в тюрьме. Вот такая двойственность в поведении. В этой же двойственности Иисус Христос упрекает и других евреев. Вы, — говорит Он иудеям, — сначала убиваете праведников, а потом строите им роскошные гробницы.
Почему же так получается? Всякому из нас свойственно представлять самого себя в принципе неплохим человеком. И, действительно, внешне в своем поведении мы не нарушаем каких-то установленных норм и законов. Однако в человеке есть уровни, которые намного глубже, чем уровень социально-правовых отношений. Где-то в темных подвалах нашей души, о существовании которых возможно не догадываемся мы сами, может притаиться сварливость, гордость, тщеславие, злоба и другие страсти. До поры они свернулись клубком, дремлют и не беспокоят ни нас, ни окружающих. Слово Божие действует на них как раздражитель. Оно тот источник света, который проникает в самые потаенные уголки нашего существа и тревожит его мрачных обитателей. Отсюда и та немотивированная злоба, которая обрушивалась на пророков Божиих во все времена. Трудно терпеть рядом с собой праведника. Отсюда и такое сопротивление Евангелию и христианству в целом.
Они открывают о каждом из нас нечто такое, чего нам признавать крайне неприятно. Для того, чтобы достойно принять эту правду, необходимо иметь чистое сердце и изрядную долю мужества. А это предполагает серьезную внутреннюю работу. Поэтому и говорит сегодня Христос, что Царство Небесное силою берется и только тот, кто совершает над собой усилие сможет его приобрести.