Помочь радио
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 9-15

09 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,

10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;

12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;

13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Что делает любой благоразумный человек, отправляясь в командировку? Прежде всего, узнает подробно о том, что ему предстоит в поездке, и как следует готовится, чтобы избежать возможных неприятностей. Слушая сегодняшнее Евангелие, невольно ловишь себя на мысли, что перед нами — удивительная проповедь, которую наш современник назвал бы... анти-деловой, неконструктивной, опасной и даже разрушительной. Как это — вместо тщательной подготовки, отправляться налегке — и это при том, что две тысячи лет назад в Палестине — это вовсе не то же самое, что оказаться в современном отечественном или зарубежном городе. Зачем Иисус наставляет Своих учеников именно таким, странным образом?

Мы иногда склонны думать, что апостолы с самого момента избрания уже были какими-то исключительными людьми — ведь не мог же Иисус просто так их избрать из множества других! Стоит так подумать — и мы быстро начинаем наделять их особыми способностями, духовными дарованиями — а ведь они были самыми обыкновенными людьми! И то, что мы видим сейчас — это большая тренировка, духовный спортзал, куда направляются новобранцы, чтобы размять застоявшиеся мышцы доверия Богу, научиться правильно дышать в ситуации острого жизненного кризиса, приобрести важные навыки поиска и следования воле Бога — а не своим прихотям. И что самое главное — и самое сложное — апостолам надо перестать воспринимать самих себя... деловыми людьми, которые привыкли сами решать все свои проблемы. Теперь для этого у них есть вера — и Живой Бог. Иисус специально бросает учеников в полную безвестность — чтобы поначалу зажмурившись от страха, они не утонули, а быстро обрели радость свободного плавания в толще веры. И, как мы знаем из дальнейшего повествования, эта новая радость их буквально распирала, когда они вернулись к Учителю!

Заповедь, которую Иисус дал апостолам, относится и к нам. Эта заповедь очень простая: странствовать по жизни налегке. Не хвататься судорожно за всё — и не удерживать. Не пытаться всё просчитать и предсказать — всё равно ошибёшься. Не думать, что весь жизненный путь получится «выстелить соломкой» — всё равно упадешь в самом неподходящем месте. К тому, что приходит, относиться спокойно: как пришло — значит, также и уйдёт: не надо пытаться вцепиться изо всех сил в надежде, что ещё немного усилий — и сможешь удержать: не получится! Что же, тогда опустить руки и ничего вообще не делать? Отнюдь: не к этому нас призывает Спаситель! Учиться жить верой — как состоянием постоянной сонастроенности Богу, переживанием Его присутствия в жизни, внимательным «считыванием» Его ответов. В определённом смысле вся жизнь христианина — это хождение по водам: есть риск утонуть — конечно, вполне реальный! Можно ли добраться до другого берега иным, не столь опасным способом? Нет, нет такого способа! Сколько ни делай полезных упражнений на безопасном берегу — но когда окажешься в воде, всё окажется совсем по-другому, чем казалось на суше!

Но сколько ни смотри на загадочную морскую гладь — пока не войдёшь в её таинственные и опасные воды, не познаешь радости совершенно иного ощущения себя — свободного от земного притяжения!...