Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 37-42

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;

41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 1

01 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Говорят, в средневековой Японии существовал обычай под названием «убасутэ» — в дословном переводе «отказ от старухи». Традиция убасутэ предписывала семье избавляться от родителей или прочих родственников, достигших возраста 70 лет. Старика необходимо было отнести на вершину скалы или в лес и оставить там. Смерть от холода и голода вдали от родного дома считалась в Японии гуманным способом обеспечить престарелому человеку переход в мир иной. Обычай убасутэ неизменно производил на иностранцев, посещавших Японию, самое сильное впечатление. Даже такой интроверт, как Альфред Энштейн, писал об убасутэ в своих дневниках, хотя в 20-ом веке традиция отказа от стариков стала не более, чем легендой. В настоящее время японские историки доказали, что обычай убасутэ представлял собой всего лишь символ и никогда на практике не исполнялся. Смысл убасутэ, по их мнению, заключался в том, что дети должны были стать для родителя проводником в мир иной. Старый человек иногда теряет нить жизни, утрачивает ясное видение и дети должны помочь ему достойно провести последние дни на земле. Они призваны оградить родителя от мирской суеты, как бы донести его до финиша.

Сегодняшнее чтение вызывает много вопросов. Христос произносит суровые слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Казалось бы, Спаситель призывает нас отказаться от привычных нам семейных ценностей. Родители должны отказаться от любви к собственным детям, а дети — забыть родителей, перестать о них заботиться. Вот оно — исполнение бредовой мечты об обществе будущего. Общества, где нет места для традиционной семьи. Однако дальнейшее развитие мысли Христа указывает на совершенно иное. Господь говорит: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Семейные отношения подчас и становятся этим самым крестом, который мы должны нести ежедневно. Даже, если никто не болеет, у всех все хорошо, человеку семейному приходится жертвовать своим временем, силами, вниманием ради близких. Такая аскеза, ограничение себя из любви к другому, ничуть не хуже любой монастырской практики. Послушание внутри семьи сродни послушанию монашескому.

Но вернемся к словам Христа. Что они все же означают? Спаситель призывает нас правильно расставлять жизненные приоритеты. Он указывает, что любые, даже самые светлые чувства, доведенные до абсолюта, существующие без Бога, могут принести человеку страдания. Вот пример из истории. Матерью Александра Македонского была царица Олимпиада Эпирская — женщина властная и амбициозная. Олимпиада очень любила своего сына, но эта любовь была средством контроля, попыткой привязать сына к себе, заставить его любить в ответ. Ничего, кроме страданий, такие отношения Олимпиаде и Александру не принесли. Сын отверг мать, та же не теряла надежды подчинить его себе. Вот они отношения без Бога. И только Он способен помочь преодолеть подобную трагедию. Выстраивая отношения с людьми (в особенности, близкими) через Небо, мы делаем их правильными, гармоничными, очищенными Богом. Дети не собственность родителей, родители не обуза для детей. Их любовь должна быть взаимной и в правильном смысле свободной. Интуитивно это понимали древние японцы. Провожая стариков в мир иной, они не мешали им встретиться с вечностью. Глядя на собственных детей, они чувствовали, что не должны обременять их своей чрезмерной опекой. Перед лицом Богом все мы странники во времени. И пока время у нас еще есть будем дарить друг другу мир и любовь в Господе.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!