Помочь радио
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 32-36

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36 И враги человеку - домашние его.

Евангелие от Матфея, Глава 11, стихи 1

01 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Когда мы слышим слова Христа о том, что Он пришёл «разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» — невольно вкрадывается мысль: неужели Воплощённая Любовь и правда могла произносить такие страшные, категоричные, бескомпромиссные слова? Что может быть хуже, чем война и разделения внутри семьи — которая для любого иудея была высшей ценностью земной жизни?

На самом деле, в этих словах Иисуса современники не услышали абсолютно ничего нового. Передавая устную традицию, раввины говорили: когда придёт Сын Давидов, и наступит День Господень, тогда дочь восстанет против матери, и невестка — против свекрови. Другими словами, Иисус воспроизводит то, что у каждого было на слуху как один из ярких признаков нового вхождения Бога в человеческую историю: Бог приходит как Свет, который проявляет скрытое, делает определённым и ясным то, что было смутным и нечётким. Всё, что искусственно примирялось, сглаживалось, игнорировалось — предстанет во всей своей неприглядности.

В какой-то мере у многих из нас был схожий опыт, когда неожиданно мы оказывались в критической ситуации. Тогда исчезает вся фальшь и политес, мы начинаем говорить прямо, уже не пытаясь закамуфлировать смыслы. И если внутри зрел конфликт — он выливается наружу. Не сама ситуация порождает проблему, но происходит только её раскрытие.

Спаситель говорит, что Он приносит не мир, но меч. Но это — не тот меч, который несёт смерть и горе. Это скорее скальпель хирурга, или нож садовника, который отделяет уже неспособное к жизни от всё ещё живого. Мы неоднократно встретим в Евангелиях этот образ отделения: пшеницы и плевелы, овцы и козлы, благословенные и проклятые. Всё это — об одном: только в Боге всё обретает свою определённость, проявляет сущность. Иногда об этой сущности даже не догадываются — и вот тогда происходит трагическое открытие, когда неожиданно вскрывается прогнившее нутро. Но может быть и по-другому — когда казавшийся никчёмным человек вдруг на поверку оказывается настоящим героем...

В Боге всё перестаёт «казаться» и начинает быть. И этот переход в новое качество «бывания» — далеко не всегда безболезнен и приятен. Но эта боль — не к смерти, а к новой жизни. Это боль не уничтожения, но рождения. Боль формирования красивого изделия из бесформенного куска глины. Боль отсечения лишнего — ради единственно прекрасного. И сегодняшнее Евангелие призывает нас не бояться этой боли от-деления, раз-деления — но только когда оно происходит не по причине нашего дурного характера, склочности и неуступчивости — а потому, что Бог Сам берёт нас в руки — и начинает лепить из нас не наше, а Его, авторское произведение!