Евангелие от Матфея, Глава 10, стихи 32-33,37-38
Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 27-30

Услышав сегодняшнее чтение, человек незнакомый с Евангелием и учением Церкви, может подумать, что в поведении и словах Христа сквозит обида и жестокость. Он говорит, что Его поступок по отношению к человеку будет зависеть от того, как человек поступил по отношению к Нему. Кому-то может показаться это справедливым, но по большей части люди ждут от Бога какой-то большей щедрости. Они понимают, что если Он - Бог, то Он должен быть более щедрым на любовь и прощение... Он просто не может быть таким же, как мы. С другой стороны, ставить вопрос именно так - не вполне верно. Бог - таков, каков Он есть. Говорить Ему, каким Он должен быть, и навязывать Ему наши представления о Нём - неправильно.
Но в том-то и дело, что Он Сам, в лице Христа, открылся нам как любовь и прощение. Языческие боги как раз были такими же, как люди, - мелочными, расчётливыми, мстительными... Живущими по закону: «ты мне — я тебе». Христос пришёл для того, чтобы показать, что Бог не таков. Именно от Него мы знаем, что Бог выше наших расчётов, выше обид и всего человеческого... Но если это так, как же можно понять Его сегодняшние слова? Он же не может Сам Себе противоречить?
Конечно. Просто читать Его надо внимательнее и не ориентироваться на первое впечатление. Евангелие — книга для вдумчивого чтения.
Итак, если мы доверяем Христу и знаем, что Бог не обидчив и не мстителен... Что Он любит человека и желает ему спасения, как мы можем понять слова о том, что Он отречётся от того, кто от Него отрёкся?
Чтобы лучше это понять, спросим себя: "Как мы относимся к людям, которые навязывают нам своё мнение? А к тем, кто навязывает своё общество? К тем, кто заставляет нас делать то, что хочется им, а не нам?", - обычно не очень хорошо. Обычно мы очень ценим свою свободу.
Послушаем ещё раз слова Христовы: "Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным."
Если поверить, что Христос говорит правду не только в этих словах, но и во всём остальном, мы поймём, что здесь звучит не обида и ревность. Просто Бог очень нас уважает и ценит нашу свободу.
Интересно, что дальше Христос говорит следующее: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня". И потом тоже самое повторяет про детей.
Кажется, уж тут-то точно есть что-то похожее на ревность и обидчивость...
Но что такое достоинство? Если отвлечься от эмоций, которые мы обычно вкладываем в это слово, мы поймём, что имеется в виду не формальное, но реальное жизненное соответствие чему-то, чего ты достоин. Достоин — то есть соответствуешь, подходишь. Или, напротив, если кто-то недостоин, речь идёт не просто о некотором формальном несовпадении чего-то, но внутреннем сущностном несоответствии тому, чего человек недостоин.
Иными словами, если мы говорим, что ключ не походит к замку, мы ведь не считаем это превозношением ключа над замком или наоборот. Мы констатируем несоответствие, и если для нас это важно, чаще даже расстраиваемся от этого...
Доверяя Христу, мы можем услышать в Его словах не ревность, но печаль о том выборе, который человек сделал. А в ответе апостолам — уверение, что любовь к Нему не отнимает у учеников родных и близких, но наоборот возвращает их, возвращает любовь к ним, но в совершенно ином качестве, преображённом и возвышенном.