* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 14-30

14 Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.

16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.

17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.

18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.

19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.

20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,-

22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;

23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.

24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.

25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.

27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.

29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.

30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Тот факт, что Иоанн Предтеча был убит таким чудовищным образом никем не подвергается сомнению. Об убийстве Иоанна писал и иудейский историк Иосиф Флавий. Правда, он видел причину убийства не в том, что Иоанн обличал греховную связь Ирода и Иродиады, а в сугубо политических мотивах. Он пишет так: «Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг ко другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения  Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу не повело к каким-либо осложнениям». Впрочем, мнение Иосифа Флавия никоим образом не отрицает того, что Ирод сожительствовал с женой своего единокровного брата Филиппа, этим самым он не только нарушил общепринятые моральные нормы, но и преступил закон, который записан в библейской книге Левит: «Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего» (Лев. 18:16).

Для апостола и евангелиста Марка было важным подчеркнуть параллель между Иоанном и пророком Илией: проповедь Илии против современных ему нравственных преступлений привела к горячему желанию жены израильского царя Ахава Иезавели уничтожить пророка. Правда, у нее не получилось этого сделать, а вот предсказание Илии того, что Иезавель будет съедена собаками, сбылось. Об этом можно узнать из Четвертой книги Царств. Далее евангелист Марк будет описывать событие Преображения Господня и передаст слова Господа Иисуса Христа: «Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем». Апостолу Марку было важно подготовить читателя к этим словам Христа через рассказ об убийстве Иоанна Предтечи, который разделил судьбу множества других израильских пророков и, возвещая истину Божию, пострадал от рук своих современников.