Евангелие от Марка, Глава 4, стихи 24-34
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.
34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
XX век принес нам большое количество научных открытий, в том числе мы узнали много нового о том, как устроен человеческий организм какие процессы в нём происходят, как например, гормональный фон влияет на наше самочувствие и настроение. Христиане, как люди верующие, не отвергают научных открытий и в то же время радуются тому, как премудро Бог все утроил. Причем, все эти процессы со всей очевидностью, протекают в человеке вне зависимости от того, осознает он из или нет. Мы привыкли стремиться к осознанности, к контролю всего, что с нами происходит, хотя на самом деле мы не контролируем даже собственного дыхания.
Сегодняшнее чтение уникально тем, что Христос призывает апостолов вдумываться в то, что Он им скажет. Как кажется, такой призыв должен предварять нечто очень важное, и это действительно так, ведь Христос говорит о том, что восприятие мира и готовность человека к любви — самым непосредственным образом соотносится с тем, какой плод в итоге принесет человек. Более того, в духовном состоянии есть некоторая инерция, которая влечет человека и усугубляет то духовное состояние, которого он для себя избирает. Ведь в этой ситуации есть не просто некоторое равновесие «какой мерой мерите такой и вам будет отмерено», Христос продолжает и говорит о том, что к этому состоянию «будет прибавлено». Кто-то этому может удивиться... Но ведь если человек работает над собой, его достоинства развиваются, так же как и недостатки, если он не желает бороться с ними. Если человек живёт с любовью, он и в Царстве Небесном окажется любящим, если нормой своей жизни он избрал ненависть — она и определит его состояние. Склонность, которой мы позволили овладеть нами, умноженная на вечность, там станет основным содержанием нашей души.
Мы начали разговор с биологических процессов неслучайно, потому что так же как были неизвестны они — многим людям и сегодня остаются неизвестны процессы духовные, которые так же существуют. Все эти процессы Христос сравнивает с ростом зерна, о котором в те времена, было ничего не известно. Человек сажал его и совершал внешние действия, которые способствовали росту, в то время как растение росло само. То же самое происходит с нашей душой. В нее попадают семена Слова Божиего и растут, если человек создает для них правильные условия. Сами духовные процессы — спасения или гибели — не могут быть осмысленны нами во всей глубине, они не рационализируются, являясь тайной действия благодати.
Что же остается нам? Как и с зерном — остаётся готовить почву своего сердца, ухаживать за ростками мыслей, поддерживать добрые намерения и бороться со злыми... Человек есть тайна не только для других, но и для самого себя. Например, он не знает как именно возникает или развивается любовь в его сердце, но ему открыто как сделать ее главным содержанием нашей жизни.