* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 6-12

06 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

07 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,

08 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

09 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Согласно Евангелию от Марка, противостояние между Христом и религиозной знатью началось практически сразу же после выхода Иисуса из Назарета на общественное служение и проповедь. Можно сказать, что времени, когда Христова проповедь была свободна от гнета недоброжелательности со стороны элит, почти что не было. Легко заметить, что были те, кто безоговорочно принимал Христа и те, кто преследовал Его. Первые — различного рода неблагополучные люди, вторые — напротив, отличавшиеся со всех сторон устроенной жизнью. Первые были бедны и больны, вторые не испытывали недостатка как в средствах к существованию, так и в здоровье. Первые грешили, вторые чтили Закон во всех его предписаниях и старательно исполняли позднейшие комментарии к Закону. С самого начала Своего земного служения Христос старается избегать вторых и все Свое внимание направляет на первых, на тех, кто в Нем нуждается. От этих людей Он не скрывается. Со вторыми же Он не спешит вступать в открытое противостояние, Он ждет определенного часа. По сути, все земное служение Христа проходит под знаком опасности со стороны религиозной элиты: «Фарисеи... составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его».

Получается, что тем, кто болен, беден, кто страдает и ощущает свое несовершенство не до высоких богословских истин и не до строго следования культовым предписаниям, им неважно и мнение израильских религиозных учителей. Эти люди видят Того, Кто может им помочь и спешат к Нему. Они не теоретизируют и не пытаются сопоставить слова Христа с тем, чему учат в синагогах. Им это последнее неважно, для них значение имеет лишь реальная сила Христова. Тем же, кто противостоит Христу, важна теория, важно исполнение всех предписаний, сила Бога Живаго им неинтересна, она им мешает. Эта картина не зависит от времени. Всегда есть те, у кого все хорошо, кому Бог не нужен, а если нужен, то не как Личность, а как некая сила, которую хорошо бы попытаться подчинить себе, сделать так, чтобы была внутренняя уверенность в том, что Бог всегда будет на твоей стороне. Путь слепого и фанатичного исполнения религиозных предписаний — один из таких путей. Бог будет с тобой, если ты все сделаешь правильно. Так полагали все эти евангельские фарисеи. Но Бог — Личность, а религиозные требования не имеют никакого отношения к тому, чтобы подчинить себе Бога. Это, во-первых, невозможно, а во-вторых, предписания нужны для другого, для того, чтобы понять свою собственную слабость, чтобы ощутить необходимость участия Бога в жизни человека. Так, как ощущали эту необходимость все те люди, которые теснили Христа в сегодняшнем евангельском отрывке.