* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 3, стихи 28-35

28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;

29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Слова Христа Спасителя «кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек» имеют свои причины, которые апостол и евангелист Марк приводит здесь же: «Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух». Во всех Евангелиях Господь Иисус Христос изображен как носитель Святого Духа. На протяжении всей евангельской истории Он возвещает божественное всепрощение и божественную волю об исцеление всех людей, в-первую очередь не от физических недугов, а от греховности, которая является первопричиной человеческих страданий. Но Господь не только возвещает это величайшее благо, Он его постоянно являет людям через множество исцелений и через изгнание злых духов. Всем этим Он доказывает, что Он — Сын Божий. Это признавали и сами бесноватые. Христос не принимал их свидетельства, но они не молчали, они в буквальном смысле кричали о мессианстве Иисуса из Назарета. Но то, что признавал народ, отрицали книжники. Как сказал один из современных комментаторов Евангелия, «они смотрели на воплощенную любовь Божию, а видели в ней воплощение дьявольской силы „Веельзевула, князя бесовского“». Именно в этом и состоял тот самый непростительный грех, о котором говорит Господь. Но, конечно, грех хулы на Духа Святого не ограничивается лишь описанной в Евангелии ситуацией. Если кто-то начинает считать добром зло, а зло — добром, если кто-то, так же, как и оппоненты Христа, видит в милости Божией сатанинское зло, такой человек совершает непростительный грех. Почему же этот грех не может быть прощен? Хула на Духа Святого, собственно, равна хуле на Бога, который Духом Своим творит благо через Христа. По сути дела, назвать действие Святого Духа силой Веельзевула — то же самое, что назвать Веельзевулом Самого Бога. Кроме того, для получения прощения необходимо выполнить одно условие — раскаяться. Пусть даже человек еще не в состоянии исправиться, он может получить от Бога прощение, ведь здесь важнее всего направление воли, стремление к очищению от греха и к его прекращению. Но тот, кто в своем духовном ослеплении утратил способность распознавать добро и зло, не способен раскаяться и получить прощение. Все это и есть грех против Духа Святого. Евангельские книжники, фарисеи и саддукеи как раз дошли до состояния, в котором перестали разделять добро и зло.
Исследователи Нового Завета пишут, что слова Христа о непростительном грехе укоренены в иудейской традиции. Раввины объявляли непростительными грехами несколько тяжелых грехов, среди которых были убийство и измена вере, вообще же этот список довольно широк. Но, как мы видим, раввинистические умозаключения разбиваются словами Христа, и Евангелие утверждает лишь один непростительный грех — неприятие прощения, неверие в то, что грех может быть прощен, неверие в милосердие Божие и слепота к проявлению силы Христа Спасителя.