* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 23-28

23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:

24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.

26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.

27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?

28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

О природе падших духов нам известно очень мало. Однако одно остается фактом. Помимо того, что они ненавидят Бога, они также ненавидят и Его творение, человека. Всеми возможными способами они стремятся причинить ему боль. Самый страшный способ, каким они могут это сделать, — подчинить себе его волю, чувства и даже само тело. Это жуткая разновидность паразитирования в народе называется одержимостью. Феофилакт Болгарский так замечал по этому поводу: бесы «плотолюбивы», они «привыкли услаждаться веществом», а потому, когда не живут в телах, то, как бы, терпят большой голод, ведь они не могут заниматься своим любимым делом — причинять страдание живому существу. От этого они страдают сами. Вот поэтому бес вопит, когда Христос изгоняет его из одержимого.

Чудо потрясает окружающих настолько, что они оцепенеют от благоговейного ужаса. И это понятно. Дело в том, что в иудейской традиции были свои экзорцисты. Однако все они совершали изгнание бесов при помощи довольно продолжительных заклинаний и разного рода манипуляций. При этом никто из них не предлагал гарантированного результата. Все понимали, что изгоняет нечистого не человек, а Бог по молитвам человека и по Своему личному усмотрению. А здесь изгнание всего лишь одним словом, прямо на месте, без всякого обращения к Небу, без всяких предварительных подготовок и призывов помощи Божией. Какую огромную власть нужно иметь для этого!? Такой властью обладает только один Создатель.

Эту поразительную силу Христа чувствует и сам бес. Не случайно он называет Спасителя «Святый Божий». Если обратиться к языку оригинала, то станет очевидно, что нечистый отличает Его святость от святости других праведников. Выражение «Святый Божий» — прямое указание на то, что Иисус обладает той же святостью, а, следовательно, силой и властью, что и Бог.

С приходом Создателя на землю дьявол потерял те силы, которые имел. Теперь он приходит лишь туда, где человек всячески противится Евангельскому учению. Это та малая власть, которая у него осталось и которой его наделяет сам человек. Поэтому дай нам, Господи, наполнять свою жизнь Тобою и светом Твоего учения, ведь только там, где Ты, обитает подлинная свобода.