
Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 50-56
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Кто такие самаряне, о которых рассказывает сегодняшний отрывок? Как мы помним в древности еврейская нация была очень неоднородна. Она представляла собой союз из двенадцати племен, или как еще говорят, из двенадцати колен. Два племени жили на юге Палестины и составляли Иудейское царство со столицей в городе Иерусалим, десять — на севере. Это было Израильское царство со столицей в городе Самария. В 722 году до н.э. Северное царство пало под натиском Ассирийской империи. Города были разорены, евреи уведены в плен. Те, кто остался жить на этой территории постепенно смешались с языческими племенами и со временем стали называться самарянами. Итак, самаряне — ближайшие родственники евреев. Все равно что украинцы или белорусы по отношению к русским. И тем не менее два родственных народа люто враждовали друг с другом. Причины этой вражды терялись в глубокой древности. У каждого были свои претензии к соседу. Самаряне обвиняли иудеев в высокомерии и чванливости, евреи самарян — в искажении истиной веры. Для них они были хуже язычников. И у каждого была своя правда.
Так получилось, что путь Христа и Его учеников из Галилеи в Иерусалим проходил через самарянское селение. Пренебрегая всеми нормами восточного гостеприимства, их не пустили даже на ночлег. В связи с этим ученики и просят Спасителя восстановить справедливость, для вразумления повторить то чудо, которое некогда сотворил пророк Илия. Сжечь обидчиков. Это бы стало наказанием самарянам за их личное пренебрежение законом Божиим, а также в очередной раз доказало бы им, на чьей стороне Бог. Однако Спаситель наотрез отказывается это делать. Более того, Он даже упрекает учеников в духовном невежестве.
Это замечательный эпизод в очередной раз иллюстрирует простую, но важную истину. Всегда в нашем сознании мир будет разделен на две половики по религиозному, национальному, политическому и другим признаком. А потому всегда нас будут окружать свои и чужие. И всегда при необходимости найдутся справедливые упреки в адрес другой стороны, веские аргументы в пользу того, чтобы наказать обидчика, а также широкие возможности, чтобы реализовать это на практике. Поэтому, когда случай даст нам в руки инструмент, чтобы восстановить человеческую правду, вспомним этот эпизод. Ведь это яркий пример того, что прерогатива христианина в конечном счете не суд, какой бы справедливый он ни был. А в первую очередь милость и снисхождение.