Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 16-21

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В этом евангельском отрывке мы слышим четыре изречения Христа Спасителя: о светильнике; о том, что ничто не может остаться тайным; «кто имеет, тому дано будет» и о тех, кто является истинными родственниками Христа. Все эти изречения связаны одной общей темой, хотя на первый взгляд это и не очевидно.

Первое изречение — о светильнике — говорит о том, что проповедь Слова Божьего в Церкви и Церковью должно происходить так, чтобы его свет просвещал всех, кто открывает себя Евангелию и входит в круг последователей Христа. Этим подчеркивается универсальный характер проповеди, которая не должна замыкаться в узком круге как в какой-то секте, но должна происходить открыто и публично.

Второе изречение — «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» — не имеет отношения к преступлениям и человеческим грехам, которые рано или поздно откроются, а продолжает ту же самую мысль, что и первое изречение, но с другой стороны. В евангельской проповеди нет ничего принципиально тайного, такого, что доступно лишь посвященным. Конечно, процесс катехизации или, обучения, проходит разные ступени усвоения и постепенного введения в «тайну Царства Божиего», но это не какое-то тайное знание, оно открыто и публично, точно также, как открыты и публичны любые другие науки. То, что делают лучшие врачи, это не какая-то магия или что-то тайное, этому может научиться при должном усердии любой, то же можно сказать и о христианском знании. Оно требует не только веры, но и прилежания ученика, если есть первое и второе, то со временем подлинное знание о «тайне Царства Божиего» откроет себя.

Третье изречение — «кто имеет, тому дано будет» — конечно же, не про финансы, успех умножения которых связано с размером первоначальных вложений. «Имеет» в этой Христовой фразе относится, опять-таки, к слову Божиему, «иметь» — значит «хранить» и «удерживать», исполнять то, что говорит Христос. Такому человеку будет дано. Что ему будет дано? Благодать и благословение. А у того, кто относится к евангельской истине с пренебрежением, у того отнимется и та благодать, которая дана каждому в силу крещения. Существует опасность иллюзорного, мнимого обладания словом Божиим, которое останется бездейственным.

Четвертое изречение — «матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» — снова говорит об отношении к евангельской истине. Тот, кто хранит и удерживает слово Христа, тот принимается в Его семью — в Церковь Христову. Конечно, из этого отрывка можно сделать и более общий нравственный вывод, который диктует обычная житейская логика и опыт. Нередко человек чувствует себя ближе к чужим людям, нежели к родственникам. Все мы знаем, что самые тесные отношения между людьми — это не кровное родство, а родство душ и мыслей. Только люди с общими целями, принципами и интересами становятся поистине близкими друг другу. Но этот простой практический вывод, конечно, не был целью слов Христа, речь идет не об этом тривиальном умозаключении, а, как и во всем нынешнем евангельском отрывке, о важности и значимости внимательного слушания спасительного Евангельского слова.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!