Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 1-10

01 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

02 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

03 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

04 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

05 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

06 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

07 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

08 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

09 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сквозь весь Новый Завет красной нитью проходит противопоставление праведности от закона — праведности от веры. Конфликт, о котором сегодня мы слышали в Евангельском чтении — тоже об этом же. С точки зрения фарисеев, нарушение традиционных представлений о том, что дОлжно и что не дОлжно — и есть грех. Их позиция вполне обоснованна: не нами были придуманы эти заповеди — и не нам их менять. До нас были поколения праведников, которые приблизились к Богу через исполнение заповедей — и мы ничем не лучше их, чтобы пренебрегать заповедями.

Однако в лице Иисуса мы встречаем иную позицию — праведности по вере. Его отношение к закону — не абсолютное, а только инструментальное. Сам по себе закон — важное средство — но только если это средство «работает». Ведь никому в голову не придёт сказать, что топор — идеальный инструмент для любых целей. В том числе для операций на глазном яблоке. Конечно же, нет: всему своё место — и своё время.

В словах Спасителя — «Сын Человеческий есть господин и субботы» — скрыт мощный призыв, адресованный к каждому последователю Христа. Кто ты — беспомощный заложник обрядов, законов, правил — или же мастер, творец, который с пониманием дела умеет использовать их к времени и месту? Но быть «заложником» — гораздо проще: выполняя обряды «по необходимости», только потому, что так «нужно» — мы словно вместе с героем евангельской притчи говорим нашему Небесному Хозяину: «на Тебе Твоё — и отстань теперь от меня! Что требовалось — я сделал!» Как это ни парадоксально, но формально вычитанная молитва не только не приближает нас к Богу, но и становится реальным препятствием, стеной между нами и Господом: мы словно заграждаемся от Него исполненным ритуалом — чтобы дальше нас оставили в покое заниматься своими делами.

И насколько иначе совершается молитва, когда она — не вынужденная, а льётся из глубины души! Когда каждое слово — тёплое, прочувствованное, осознанное. Когда в каждой фразе молитвословия — ощущается жизненный опыт составителя, и красота формы, в которую этот опыт был «обряжен», раскрывается словно бутон цветка! Вот к чему сегодня зовёт нас Спаситель: не довольствоваться формализмом в духовной жизни, почаще задавать себе вопрос — а работает ли оно? Или уже настолько вошло в привычку, что даже и не замечаем, как пролетает мимо сознания? Насколько мы «включены» в это взаимодействие с Богом — или же только «скользим» по поверхности чужих слов, которые не только не трогают сердце, но даже и ума не касаются?

Помоги же нам, Господи, учиться быть искренними в общении с Тобой — и не пытаться спрятаться от Тебя под ворохом обессмысленных ритуалов!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!