Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 1-11

01 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

02 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

03 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

04 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

05 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

06 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

07 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

08 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

09 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Схожий эпизод с ловлей рыбы есть и в Евангелии от Иоанна, но там он находится в конце, уже после Воскресения Христова, а здесь — в самом начале, на этапе призвания первых учеников. Но оба этих чудесных улова связаны с одной темой: с посланием учеников на проповедь. Так как апостол Лука писал свое Евангелие не во время земной проповеди Христа Спасителя, а ощутимо позже, то здесь встречаются те элементы, которые отсылают к событиям будущего, к тому, о чем будет сказано далее. Апостол Петр называет себя человеком грешным, исследователи полагают, что за этим стоит знание Луки об отречении Петра и о полученном от Христа прощении. Это очень похоже на правду, ведь только применительно к Петру мы встречаем упоминание о греховности, к другим апостолам этот эпитет нигде не применяется и только Петр на страницах Евангелия кратковременно отрекается от Христа, и неважно, что Петр сам говорит о себе как о человеке грешном, все же, мы имеем дело с передачей чужого текста и чужих мыслей. Факт греховности Петра в контексте призвания к апостольской миссионерской деятельности крайне важен: Бог через грешника начинает привлечение людей в Царство Христово. Привлечение это в рамках нынешнего евангельского отрывка сравнивается с ловлей рыбы. Но это сравнение имеет ограниченную применимость: ведь не случайно сравнение с ловлей происходит на фоне очень крупного чудесного улова. Апостольская деятельность только в этом смысле — в смысле количества привлеченных в Церковь Христову — сопоставима с ловлей рыбы. В остальном же эта аналогия не работает. Человек — не рыба, его нельзя привлекать ко Христу с помощью хитрости, обмана или же путем подавления воли. Несмотря на то, что история знает немало примеров такого привлечения людей в Церковь, апостольский путь был совершенно иным. Они никого насильно не привлекали, не отнимали свободы, не подчиняли самим себе. Их «ловля человеков» была совсем иной: они призывали всех к освобождающему следованию за Христом, абсолютно сознательному следованию, апостолы не пытались кого-либо обмануть. Наверное, это то, о чем мы иногда забываем. Путь христианской миссии может быть только таким — честным и открытым. А если мы сами чего-то не знаем и не понимаем, то это не повод скрывать наше непонимание, это повод попытаться во всем разобраться.

Схожий эпизод с ловлей рыбы есть и в Евангелии от Иоанна, но там он находится в конце, уже после Воскресения Христова, а здесь — в самом начале, на этапе призвания первых учеников. Но оба этих чудесных улова связаны с одной темой: с посланием учеников на проповедь. Так как апостол Лука писал свое Евангелие не во время земной проповеди Христа Спасителя, а ощутимо позже, то здесь встречаются те элементы, которые отсылают к событиям будущего, к тому, о чем будет сказано далее. Апостол Петр называет себя человеком грешным, исследователи полагают, что за этим стоит знание Луки об отречении Петра и о полученном от Христа прощении. Это очень похоже на правду, ведь только применительно к Петру мы встречаем упоминание о греховности, к другим апостолам этот эпитет нигде не применяется и только Петр на страницах Евангелия кратковременно отрекается от Христа, и неважно, что Петр сам говорит о себе как о человеке грешном, все же, мы имеем дело с передачей чужого текста и чужих мыслей. Факт греховности Петра в контексте призвания к апостольской миссионерской деятельности крайне важен: Бог через грешника начинает привлечение людей в Царство Христово. Привлечение это в рамках нынешнего евангельского отрывка сравнивается с ловлей рыбы. Но это сравнение имеет ограниченную применимость: ведь не случайно сравнение с ловлей происходит на фоне очень крупного чудесного улова. Апостольская деятельность только в этом смысле — в смысле количества привлеченных в Церковь Христову — сопоставима с ловлей рыбы. В остальном же эта аналогия не работает. Человек — не рыба, его нельзя привлекать ко Христу с помощью хитрости, обмана или же путем подавления воли. Несмотря на то, что история знает немало примеров такого привлечения людей в Церковь, апостольский путь был совершенно иным. Они никого насильно не привлекали, не отнимали свободы, не подчиняли самим себе. Их «ловля человеков» была совсем иной: они призывали всех к освобождающему следованию за Христом, абсолютно сознательному следованию, апостолы не пытались кого-либо обмануть. Наверное, это то, о чем мы иногда забываем. Путь христианской миссии может быть только таким — честным и открытым. А если мы сами чего-то не знаем и не понимаем, то это не повод скрывать наше непонимание, это повод попытаться во всем разобраться.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

This website uses cookies.