Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 1-11

01 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

02 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

03 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

04 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

05 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

06 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

07 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

08 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

09 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Схожий эпизод с ловлей рыбы есть и в Евангелии от Иоанна, но там он находится в конце, уже после Воскресения Христова, а здесь — в самом начале, на этапе призвания первых учеников. Но оба этих чудесных улова связаны с одной темой: с посланием учеников на проповедь. Так как апостол Лука писал свое Евангелие не во время земной проповеди Христа Спасителя, а ощутимо позже, то здесь встречаются те элементы, которые отсылают к событиям будущего, к тому, о чем будет сказано далее. Апостол Петр называет себя человеком грешным, исследователи полагают, что за этим стоит знание Луки об отречении Петра и о полученном от Христа прощении. Это очень похоже на правду, ведь только применительно к Петру мы встречаем упоминание о греховности, к другим апостолам этот эпитет нигде не применяется и только Петр на страницах Евангелия кратковременно отрекается от Христа, и неважно, что Петр сам говорит о себе как о человеке грешном, все же, мы имеем дело с передачей чужого текста и чужих мыслей. Факт греховности Петра в контексте призвания к апостольской миссионерской деятельности крайне важен: Бог через грешника начинает привлечение людей в Царство Христово. Привлечение это в рамках нынешнего евангельского отрывка сравнивается с ловлей рыбы. Но это сравнение имеет ограниченную применимость: ведь не случайно сравнение с ловлей происходит на фоне очень крупного чудесного улова. Апостольская деятельность только в этом смысле — в смысле количества привлеченных в Церковь Христову — сопоставима с ловлей рыбы. В остальном же эта аналогия не работает. Человек — не рыба, его нельзя привлекать ко Христу с помощью хитрости, обмана или же путем подавления воли. Несмотря на то, что история знает немало примеров такого привлечения людей в Церковь, апостольский путь был совершенно иным. Они никого насильно не привлекали, не отнимали свободы, не подчиняли самим себе. Их «ловля человеков» была совсем иной: они призывали всех к освобождающему следованию за Христом, абсолютно сознательному следованию, апостолы не пытались кого-либо обмануть. Наверное, это то, о чем мы иногда забываем. Путь христианской миссии может быть только таким — честным и открытым. А если мы сами чего-то не знаем и не понимаем, то это не повод скрывать наше непонимание, это повод попытаться во всем разобраться.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!