Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 22-30

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.

24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,

26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

События, о которых мы только что слышали, произошли в Назарете — родном для Христа городе. Спаситель в течение Своего земного служения несколько раз приходил в Назарет и все эти посещения оказывались для него довольно печальными. Люди, которых Он знал с детства, проявляли по отношению ко Христу не самые свои лучшие качества. На улицах родного города Спаситель встречал усмешки, критику, недоверие. Земляки Иисуса не могли поверить, что Человек, проживший с ними бок о бок тридцать лет, и есть Тот Самый Мессия, о Котором говорили пророки Ветхого Завета. Впрочем, некоторые жители Назарета просили Христа о чуде. Но если вчитаться в евангельский текст, то за всеми этими просьбами мы разглядим всё те же усмешку и скепсис. Хотя церковное предание сохранило для нас одну интересную деталь из детства Спасителя. Когда кому-то из жителей Назарета становилось тоскливо, он или она говорили: «Пойду посмотрю на Иисуса!» Созерцание Христа доставляло Его соседям радость, приносило успокоение, освобождало от душевной тягости. К сожалению, такое доброе отношение к Спасителю для многих Его земляков осталось в прошлом. Поэтому Христу радостнее было находиться в иных городах Галилеи, а в Назарете появляться лишь изредка.

Спаситель никогда не отвечал людям обидой на обиду, но не означает, что Христос подобно князю Мышкину из романа Достоевского буквально глотал унижение за унижением. Смирение Христа было велико, но оно не мешало Ему вразумлять людей, указывать им на их заблуждения. Вот и жители Назарета однажды получили от Иисуса, над Которым подсмеивались, храбрую отповедь, которая поставила земляков Христа на место. Спаситель вспомнил, каким было в древнем Израиле отношение к пророкам. Иудеи гордились тем, что среди них обитали посланники Божии, что Господь говорил со Своим народом через пророков. Моисей, Самуил, Илия, Елисей были поистине легендарными личностями, но таковыми они стали для Израиля уже после своей кончины. Однако в течение жизни абсолютное большинство пророков были изгоями, встречали поношения и гонения от своих же соплеменников. Христос вспоминает пророка Илию, который вознесся на Небо в огненной колеснице. Большую часть жизни Илие приходилось скитаться. На родине ему не было места. Единственное пристанище пророк нашел в доме вдовы, жившей в Сарепте Сидонской — городе на территории Финикии (современного Ливана), где в те годы поклонялись Ваалу и Астарте. Ученик Илии, Елисей, творил великие чудеса, в том числе исцелял ужасные болезни. Но благодатная сила пророка была обращена не к соплеменникам — от его рук исцелился инородец — сирийский полководец Нееман. Он, хотя и был язычником, по своим нравственным качествам превосходил многих иудеев, потому и был спасен Елисеем.

Иногда нам кажется, что в точности знаем, в чем состоит воля Божия. Поступать надо так-то и так-то, говорить нужно то-то и то-то. Но Господь Своим видением мира превосходит все наши скромные возможности. Он смотрит не на лица, а на сердца. А еще Господь абсолютно свободен — мы не в состоянии заставить Его подчиняться нашим желанием. Жители Назарета пытались вернуть Христа в Его прошлое, сделать из Него привычного для себя Иисуса. Для этого они были готовы даже на насилие. Спаситель показал им, что прошлого нельзя вернуть, а Бога нельзя подчинить человеческой прихоти. Будем учиться доверять Господу — поверьте, Он никогда не подведет наших ожиданий.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!