Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

На историю про богача и Лазаря существует краткое толкование, автор которого мне, к сожалению неизвестен: «Богач попал в ад не за то, что он сделал, но за то, чего он не сделал». Эта мысль очень хорошо согласуется с общей логикой Евангелия: не только здесь, но и во многих других местах Господь Иисус Христос говорит о том, что в конечной перспективе человек будет судим за отсутствие дел милосердия. Самый яркий в этом смысле отрывок тот, который читается Церковью накануне Великого поста, в нем идет перечисление тех, кто окажется с Богом в Царстве Небесном — это люди, оказавшие милосердие голодным, больным и находящимся в тюремном заключении. Их всех Господь в рамках того отрывка отождествляет с Самим Собой. Тот, кто не оказывал милосердия этим людям, в конечном итоге не оказал милосердия Самому Христу. Сегодняшняя притча говорит, по-большому счету, о том же самом.

Многие комментаторы обращают внимание на то, что Лазарь — единственное имя, которое Христос упоминает в своих притчах, во всех других Его назидательных рассказах действующие лица анонимны, здесь же мы слышим имя. Правда, нам это имя ничего не говорит. Но не так было с теми, кто непосредственно слушал эту притчу. Тут надо сказать, что собственно слова «Лазарь» Христос не произносил, это имя дошло до нас через греческий перевод арамейской речи Христа. В оригинале же было имя «Елеазар», которое означает «Бог помогает». То есть слушатели притчи сразу же понимали, что этому человеку нет помощи от людей, он живет надеждой на помощь Бога, Который в конечном итоге расставил все по своим местам. У Лазаря не было ничего, кроме надежды на Бога. А вот у оставшегося анонимным богача было все, но не было того, что было у Лазаря, и что заключено его имени — надежды на Бога. При прочих талантах богача и его житейских успехах такая надежда вроде бы как совершенно не нужна. Собственно, его бездействие в отношении страдающего человека — следствие отсутствия такой надежды. Он верил в самого себя, не более того. Если бы он жил в присутствии Бога и в надежде на Него, то понимал бы, что все то, чем он имеет возможность распоряжаться по своему усмотрению, дано ему Богом, этим необходимо служить другим, а не превращать свою жизнь в постоянный праздник. Конечно, речь здесь не только о богатстве в прямом смысле этого слова. Мысль притчи значительно шире, она обращена ко всем: к политику, обладающему силой и властью; к ученому, обладающему уникальных запасом знаний и навыков; к творцу, обладающему художественным талантом; ко всем, кто чем-то владеет, любым навыком или материальной данностью. Один современный комментатор писал, что у каждого есть руки, ноги, голова и сердце, а значит к каждому может быть послан Богом свой Лазарь для испытания того, как человек использует свои дары от Бога.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!