Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 48-59. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 48-59

48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

49 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;

52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:

53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

54 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;

55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.

56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.

59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

В сегодняшнем чтении речь идет о гневе Бога и Его правосудии. Гнев Божий неоднократно упоминается в ветхозаветной части Библии. Но, пожалуй, единственной причиной, вызывавшей гнев Божий, в те времена была человеческая греховность. Это хорошо видно на примере эпизода с Содом и Гоморрой. Гнев Божий постиг эти города из-за крайне развращенности их жителей. Впрочем, Господь дал Содому и Гоморре возможность избежать страшной участи. Если бы в них нашлось хотя бы десять праведников, ужасная казнь была бы отложена. Однако в итоге случилось то, что случилось. Бог уничтожил Содом и Гоморру, так как никакого исправления их обитатели не желали. Библия повествует о гневе Божии и в эпизоде со строительством Вавилонской башни. Древние люди, ослепнув от гордыни, решили достигнуть небес и стать богами. За это Господь послал человечеству великое наказание — разделил его на разные народы с непохожими языками и культурами. В Библии также упоминаются случаи, когда гнев Божий прекращался. Например, пророк Иона был послан Богом к развращенным жителям Ниневии и поведал им о наказании от Господа. Ниневитяне стали каяться и просить Бога о прощении. В результате наказание Господне их миновало — каменный дождь прошел за пределами города. Древний Израиль часто оказывался под гневом Божиим из-за впадения в идолопоклонство. Бог через пророков вразумлял иудеев, но если не видел исправления, посылал им наказание. Гнев Божий не нужно путать с одноименным человеческим чувством. Причиной человеческого гнева становится несоответствие реального положения дел нашим ожиданиям. Причем в большинстве случаев эгоистичным. Господь же любит каждого человека, желает ему спасения. Так называемый гнев Божий на самом деле является одним из проявлений любви Бога к людям. Господь похож на хорошего садовника. Он до конца борется за спасение растения, но если оно безнадежно, удаляет его — во избежание гибели всего сада. В сегодняшнем чтении мы видим, что Христос гневается. В Его словах, адресованных иудейским вождям, звучит неизбывная горечь. Спаситель говорит, что в течение нескольких лет Он пытался достучаться до сердец этих людей, но те так и не пожелали принять учение Христа. Поэтому фарисеев и книжников ждет наказание. Современный мир постоянно говорит о справедливости, защите прав личности и, конечно же, о правосудии. Но вот что странно. Чем больше наши современники занимаются установлением справедливых отношений между людьми, тем больше они забывают о самих людях. Ведь, по большому счету, судебную систему интересует не человек как таковой, а его положение в обществе. Святитель Николай Сербский однажды тонко заметил — «на могиле любви вырастает справедливость». Это действительно так. Люди, стремясь установить справедливость, и самих себя, и окружающих превращают в юридические функции. Или виртуальные элементы, которые должны находиться в придуманной человеком гармонии. Правосудие Божие действует иначе. Ведь главенствующее место в нем занимает не справедливость, а любовь. Это хорошо видно на примере поступка Адама и Евы. Представим себе, что бы было, если бы поведение прародителей оценивалось с точки зрения человеческого правосудия. Грех первых людей получил бы самый жестокий приговор, а сами Адам и Ева, скорее всего, расстались с жизнью. Но в Библии мы читаем об ином. С одной стороны, Господь констатирует печальные последствия непослушания прародителей. Но тут же дает им обетование о приходе в мир Спасителя. Таким образом, ответом Бога на грех Адама и Евы становится не суровые санкции или холодная месть, а самая настоящая Жертва. Жертва собственным Сыном для спасения непостоянного в вере, вечно метущегося рода человеческого. Ровно таким же образом правосудие Божие действует в отношении отдельно взятого человека. Подчас нам кажется, что за тем или иным нашим проступком должно в обязательном порядке последовать наказание свыше. Но по факту, если оно (это наказание) и приходит, то всегда носит характер вразумления или наставления. Ведь Бог — самый удивительный педагог. За самые незначительные добродетели Он награждает нас сверх меры. За грехи же не столько наказывает, сколько вразумляет и делает так, чтобы наше зло в итоге обратилось в добро.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!