Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 42-46. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 42-46

42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Иногда люди, не знакомые с миром религий, говорят, что при разнице внешних форм, по сути они очень близки. На самом же деле, все оказывается ровным счетом наоборот. Внешне религии, как ни крути, очень похожи. В каждой есть молитвы, понятие о грехе и покаянии, во многих есть коленопреклонения, ритуалы связанные с очищением... с посвящением, браком, погребением... В то время, как смысл, который лежит в глубине каждой из них, зачастую делает их очень непохожими друг на друга.

Одной из таких схожих по форме, но отличающихся по содержанию, сфер, оказывается сфера закона, нравственного и ритуального. Но это само по себе не так интересно, важнее другое: среди верующих, во что бы они не верили, всегда есть две группы: одни стремятся к скрупулезному исполнению формальной стороны, в то время как другие, меньше заботятся о формальной стороне и с большим вниманием обращаются к смыслу. Конечно, подобное же разделение есть и церковной среде. Причем иногда, глядя на то, как люди распределяются по этим группам, может возникнуть ощущение, что в них срабатывают какие-то, чуть ли ни биологические механизмы. И каждый приводит свои аргументы, и каждый, конечно, в первую очередь для себя, кажется убедительным.

Сегодняшнее чтение, является продолжением речи, которую Христос обращает к фарисею, то есть стороннику буквального и точного исполнения всех предписаний. Тот пригласил Его к себе в гости, и удивился, когда Христос не умыл рук перед едой. Однако, по реакции Христа очевидно, что сделал Он это именно для того, чтобы иметь повод поговорить с хозяином о его восприятии закона.

При этом интересно, что в первой и второй фразе, Спаситель обличает только фарисеев, но далее включает сюда же всех ревнителей закона. Заметим, что обличает их Он не за само соблюдение закона, чтобы не возникло ощущения, что Он его совсем отрицает... Нет, суть обличения в том, что сконцентрировавшись на ритуальных вещах, они не находили в себе сил для любви. Впрочем, оно и понятно, любить всегда сложнее.

Обращаясь к оппонентам, Христос употребляет один интересный образ. Он говорит им: вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того". Сегодня суть этого образа многим понять довольно трудно. Для нас слово гроб или могила связаны скорее со скорбью, чем со скверной. В Израиле в то времени все было иначе. Гроб — пещера, в которой хоронили, как и камень, которым закрывали вход — оскверняли. Скрытый гроб, о котором говорит Христос, это незаметная пещера или камень, который никак не отмечен, в качестве погребального. Это значило, что человек прикоснувшись к нему осквернялся, сам того не подозревая.

Но почему же подобный образ оказывается применим к книжникам и фарисеям?

Очень просто. Потому что эти профессиональные верующие, опираясь на формально верные законы, создавали впечатление самых благочестивых и правильных людей. Уж если кому и подражать — так именно им, ведь они исполняют закон!

Только в итоге оказывается, что от этого люди оскверняются, сами того не замечая. Соприкоснувшись в жизни с таким двойным дном: внешнее благолепие и внутреннее отсутствие жизни и любви, они не замечают этой подмены и копируют то, что скопировать легче всего — внешнее поведение.

Все эти проблемы и сегодня стоят перед нами, и нам важно не останавливаться на внешней атрибутике, но идти глубже, как исполнению главного закона — любви.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!