* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 34-41

34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36 Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Главная тема сегодняшнего чтения — это чистота. Не просто некоторая внешняя устроенность, благолепие и порядок... Христос говорит про чистоту взгляда, которая делает человека прозрачным для света Божия, для света, которым сияет божий человек в мире.

В стихе, который предшествует чтению Христос говорит о Себе, как о свете, который светит всем, но важно не только чтобы свет был, важно, чтобы его видели... Чтобы зрение было чистым.

Если в мире светит свет Божий, значит чистота начинается не просто с тебя самого, но с того, каким ты видишь мир. Потому что, твои представления о самом себе могут быть только твоими собственными иллюзиями и больше ни чем. Хочется казаться хорошим? Добрым? Нравственным? Но как понять, что ты действительно таков?

Начни с того, каким ты видишь мир. Ведь на самом деле человек выбирает в мире то, что актуально для него самого, проецирует на мир свои внутренние проблемы. Но тебе надо посмотреть на мир чистыми, не замутненными глазами. Как это сделать? Попробуй увидеть его таким, каким видит его Бог.

Читателю знакомому с Писанием, сразу могут вспомниться слова, говорящие о том, что «мир во зле лежит». Это так, любой кто живет в мире знает этом. Но находясь во зле, он не есть зло. Это очень важно понять: злая воля, не меняет сущности человека. Именно поэтому, даже природа лукавых духов, по святоотеческому учению, не перестает быть ангельской и благой, при том, что выбирают они зло. Именно поэтому мир, который во зле лежит, Бог любит настолько, что отдал за него Сына Своего Единородного. Именно поэтому, осознавая все зло мира, злые поступки людей, Бог знает, что создавал их благими и несмотря на злые поступки, они не становятся злом и остаются достойны любви. Так мать, сын которой может быть преступником в глазах общества, продолжает его любить. Она может не оправдывать его и даже считать приговор справедливым, но любить от этого не перестает.

Итак, если смотря на мир и на самого себя, ты будешь в первую очередь видеть в нем то, что достойно Божественной любви, ты не перестанешь видеть в нем проблем, не перестанешь видеть своих грехов, но сможешь воспринимать их не только как вину, но и как беду, из которой может спасти только Бог.

Однако все может оказаться иначе, и око, которое должно быть светлым окажется злым. Если же оно станет злым, исполненным тьмы окажется и все твое тело.

Человек, который видит мир таким, каким задумал его Бог, видит в нем пути, по которым он должен идти... От того, что он выбирает эти пути, не только его тело, но и жизнь вокруг него наполняется светом... Точно так же человек, смотрящий на мир злым взором, сам наполняет свою жизнь злобой.

Многого в жизни мы не выбираем. Времени, места, культуры и даже религии, в которых мы рождаемся... Но то, как смотреть на мир и то, чем наполнять нашу жизнь — в нашей власти.