Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 14-23

14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;

18 если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;

19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;

22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Весь сегодняшний евангельский отрывок посвящен рассказу о том, как Христос защищается от клеветы. Мы слышали, что далеко не всех очевидцев чуда в хорошем смысле впечатлил факт изгнания беса из немого, нашлись те, кто насторожился и решил, что случившееся — прекрасный повод предположить, что Христос «изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского». Другими словами, они обвинили Спасителя в том, что Он является пособником сатаны, так сказать, агентом бесовского мира. Такое предположение вынудило Христа защищаться. Конечно, Его слова были нужны не Его оппонентам, а тем, кто верил в Него. Нужны они и нам. Апология Своих действий, которую приводит Христос, помогает понять некоторые крайне важные вещи. Во-первых, большое значение имеет концовка мысли Христа, которая заключена в яркое выражение: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Смысл этого выражения можно выразить так: в соперничестве между Богом и сатаной у верующих не может быть нейтралитета или нерешительности. А в том, что это соперничество имеет место быть, не сомневался даже всем известный поэт позднесоветского периода, который крайне удачно спел: «И где бы ты ни был / Что б ты не делал / Между Землей и Небом — война!» Хочет того человек или нет, но он втянут в эту войну фактом своего появления на свет. Отрицание конфликта не может его устранить. И потому надо выбирать сторону. Чудеса, которые совершал Христос, не были способны изменить мнение о Нем у тех, кто не хотел принимать Его сторону. Да, собственно, Христос прекрасно понимал, что чудеса вообще никого и ни в чем не могут убедить, Он об этом неоднократно говорил, и совершал Он их не ради убеждения кого бы то ни было, Он просто не мог пройти мимо страдающего человека и помогал ему. В сегодняшнем случае помощь была оказана бесноватому. Выбор стороны Христа может быть лишь свободным, никакое принуждение здесь не работает, даже, как сказал Спаситель, «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31).

Кроме того, здесь же Христос напоминает другую значительную истину, которая имеет отношение не только к духовной жизни: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет». Всякая революция, любой переворот опустошает царство. Это элементарное государственное и политическое наблюдение, которое Христос приводит применительно к царству сатаны, справедливо для любой надличностной структуры. И нам следует об этом помнить.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!