Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 1-10

01 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

02 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

03 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;

04 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

05 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,

06 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;

07 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

08 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

09 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Для иудейских учителей было характерно особенное учение о молитве, которое они передавали своим ученикам. До настоящего момента Христос не делал ничего подобного, тогда как Иоанн Предтеча, к которому Господь относился с большим уважением, учил своих учеников молитве. Именно на этот факт и ссылаются апостолы, когда обращаются ко Христу с просьбой «научи нас молиться». Они полагали, что для них должна существовать особая, специфическая форма молитвы, принципиально отличная от стиля благочестия других иудейских групп и движений. Господь отвечает на просьбу учеников и дает им молитву, которую мы называем «молитвой Господней» или «Отче наш». Существует бесконечное множество толкований этой молитвы. Более того, существуют целые книги, которые посвящены ей.

Необычное начинается с самых первых слов. Несмотря на то, что в иудаизме существовало представление о Боге как о любящем Отце, но молитвенное обращение к Богу как Отцу не было характерно для ветхозаветной традиции. Пожалуй, первым серьезно осмыслять такое обращение начал апостол Павел. Концепция усыновление людей Богу — один из самых важных и заметных пунктов его богословия. По его мысли, усыновление людей Богу является прямым следствием искупления, которое было совершено Господом Иисусом Христом. В Послании к Галатам апостол Павел сравнивает ветхозаветное представление о Боге с детством, а новозаветное — со зрелостью. А потому право обращаться к Богу как к Отцу, которое человечество получили благодаря Христу, свидетельствует о вступлении человечества в зрелый возраст. А это, конечно, особая ответственность, ответственность взрослого сына.

Не может не обращать на себя внимания и притяжательное местоимение множественного числа — «наш» в словосочетании «Отче наш». Не «мой», а именно «наш». Индивидуальной формы молитвы Господней попросту не существует, эта молитва имеет общинный характер. По мнению святителя Иоанна Златоуста, через такую форму обращения молитва уничтожает представления о социальном неравенстве и учит любить всех, вне зависимости от их статуса и места в обществе. В православном богослужении молитва Господня включена в абсолютно все чинопоследования. Это понятно, ведь богослужение не бывает индивидуальным, это всегда дело всей общины. Но без «Отче наш» не мыслится и частная домашняя молитва, а это означает, что даже тогда, когда человек, по слову Христа, затворил дверь своей комнаты и молится один, он через такое обращение к Богу должен ощущать себя частью единого тела Церкви, быть связанным со всеми остальными его частями. Он — со всеми и все — с ним. А вместе — с Богом.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!