
Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42
38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Сегодня Церковь совершает празднование в честь Казанской иконы Божией Матери и по это причине за литургией читается так называемое «богородичное Евангелие». Оно, как мы слышали, состоит из двух отрывков, которые в тексте Евангелия от Луки находятся в разных главах и не имеют между собой непосредственной связи. Последние два стиха, в которых содержится слово «блажен», в тексте Евангелия связаны не с историей пребывания Христа Спасителя в доме Марфы и Марии, а со словами Христа о возвращении нечистых духов в человека, из которого они до этого были изгнаны. Но Церковь не без основания предлагает посмотреть на эти блаженства в более широком контексте. В данном случае, в контексте взаимоотношения делания и слушания. Очевидно, что образцом правильного соотношения первого и второго выступает, по мысли Церкви, Сама Пресвятая Богородица, именно поэтому мы регулярно слышим этот составной евангельский отрывок в дни, которые посвящены памяти Ее и написанных в Ее честь образов. Но при этом будем помнить и то место, которое занимают слова «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» в самом тексте Евангелия. С теми, о ком там говорит Господь, произошло нечто очень трагичное, они получили освобождение от действия злого духа, но через какое-то время этот дух вернулся, взяв «с собою других духов, злейших себя». Логическая связь упоминания о блаженстве слышащих слово Божие и истории про возвращение злых духов очень проста: необходимо не только слышать слово Божие, но и исполнять его, тогда не произойдет никакой беды и никакие злые духи не смогут обладать человеком. Душа не может быть пустой, она неизбежно будет чем-то наполнена. Это то пространство, в котором не может быть вакуума. Существует два возможных наполнение: слово Божие и злые духи. Но слово Божие становится наполнением человеческой души только при условии его деятельного восприятия. С одной стороны, внимание к этому слову, с другой — действие. Проблема евангельской Марфы в отсутствии внимания, а у Марии противоположное этому уклонение. Марфа и Мария — это каждый из нас, ведь у всех бывает особенный акцент в ту или иную сторону. Кто-то лишь слушает, но боится начать жить по Евангелию, а кто-то настолько увлечен деятельностью, что ему не до евангельских слов. Довольно непросто найти человека, который сумел бы найти баланс между первым и вторым. Если всмотреться, то легко заметить, что вся христианская аскетическая письменность посвящена решению этого вопроса: как соблюдать слова Евангелия и не увлечься настолько, что само слово Божие отойдет на второй план? Сколько времени необходимо уделять молитве и сколько делам милосердия? А если дел столько, что на молитву не остается времени, то можно ли ее сократить? А как быть, если чувствуешь особый молитвенный порыв? Можно ли пожертвовать ради молитвы делами? Мы верим, что на все эти и многие другие вопросы ответ может дать лишь Божия Матерь при исполненном веры и надежды обращении к Ней. Она не уклонялась ни в одну из сторон, а шла по срединному царскому пути, Она имеет такой опыт, Она может ему научить.