Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 16-21

16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;

19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;

20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

«Но я — русский, а русские всегда ведь думают о Церкви; мало кто совершенно равнодушен к ней; одни ее очень ненавидят, а другие любят; то и другое — с болью». Это слова из «Исповеди язычника» — книги поэта Александра Блока. Свою «Исповедь» Блок написал в 1918 г. — вскоре после всем известных печальных событий русской революции. Слова поэта пропитаны скорбью — по отношению к себе, запутавшемуся и утратившему ясное видение жизни. Скорбью по Церкви, которая одновременно и зовет к себе, и кажется чужой. Блок пишет, что любит бывать в храме, но не во время богослужения, а тогда, когда там никого нет. Казалось бы, почему? Потому что духовенство, прихожане ему не приятны. Для Блока Церковь скорее земная общность людей, но никак не дом Божий. Здесь всё, по мнению поэта, свидетельствует о человеческом несовершенстве, указывает на лицемерие. Но, тем не менее, Церковь зовет Блока, притягивает его к себе и он тоскует по общению с Богом. Переживания поэта были свойственны не только ему. Личность Блока является отражением тех настроений, которыми жила значительная часть российской интеллигенции конца 19го- начала 20го веков. Современники поэта оказались разочарованы в Церкви, перестали чувствовать в ней присутствие Бога. Что и стало одной из причин страшной трагедии 1917 года. Казалось бы, совершенно иное восприятие Церкви мы видим в сегодняшнем евангельском чтении. Мы слышали, как Христос посылает на проповедь семьдесят учеников — так принято называть апостолов, призванных Спасителем в последний год Его служения. Они не входили в ближайший круг общения Христа, но также следовали за Ним, исполняли Его поручения. Однажды Спаситель отправил семьдесят апостолов на самостоятельную проповедь. Вернувшись через какое-то время ученики стали радостно рассказывать Христу, что Его именем они совершали чудеса — исцеляли болезни, изгоняли бесов. Воодушевлению семидесяти не было предела. Казалось бы, Христос должен поддержать этот боевой настрой, но Он произносит такие слова: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию ... тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Слова Спасителя оказались пророческими. Согласно преданию, большинство из семидесяти учеников покинули Христа. Они подобно дьяволу, сначала находясь на вершине духовного величия, затем ниспали. Это печальное событие произошло после беседы Спасителя о Хлебе Жизни. Услышав слова «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», семьдесят апостолов посчитали Христа безумным и отставили Его. Учеников постигло разочарование. Ровно то же состояние, жертвой которого стала русская интеллигенция начала 20го века. В Церкви она увидела не дом Божий, не присутствие Христа, а организацию, часть государственной структуры. Существует замечательная поговорка: «Чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться». Преподобный Антоний Великий советовал своим ученикам к вопросам веры относиться с рассуждением, то есть пытаться быть честными перед самим собой и перед Богом. Стараться не мыслить о себе лишнего, а в Церкви стараться искать не недостатки, не карьерные возможности и не мнимые чудеса, а искать, прежде всего, Христа, общение с Которым превосходит все наши ожидания и просто не способно разочаровать.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!