Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 1-15
01 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,
02 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
03 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
04 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
05 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
06 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
07 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
08 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
09 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.
10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите:
11 и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.
12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись;
14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.
15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.
Только что мы услышали отрывок, в котором, посылая 70 Своих учеников на проповедь Христос дает им четкие инструкции. Обращает на себя внимание один момент, который бы хотелось выделит особо.
Это формула приветствия, с которой апостолы должны начинать свой разговор с людьми — «Мир вам». Это очень символично. Ведь христианство — это путь, конечной целью которого является преодоление раздробленности в отношениях между человеком и человеком, человеком и окружающим миром и, конечно, человеком и Богом. Как же оно пытается достичь этой цели? Христианство никогда не предлагало программу социальных преобразований и политических реформ. Для него чужды любые идеологические прожекты. Как мы помним, Спаситель дистанцировался от решения этих вопросов. Когда Его спросили, можно ли платить подать цезарю, то есть отдавать налог в пользу захватчика, Он ответил: «давайте цезарю цезарево, а Божие Богу». Он даже не призывал к войне за независимость, чего от Него ожидали многие из тех, кто шел за Ним. Однако, это отнюдь не значит, что христианство социально пассивно и бесхребетно. Просто в первую очередь оно нацелено на решение той проблемы, которая находится не вне человека, а живет внутри его. А там идет непрестанная тяжба с самим собой. Как говорил об этом апостол Павел, «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Последователем какой-бы идеологии не являлся человек, к какой бы партии он не принадлежал, он не получит гарантии того, что тот болезненный разлад, который живет у него внутри и который зачастую подталкивает его ко греху, исчезнет. А потому, какое бы идеальное общество мы не построили на земле, раздор, зависть, вражда, ненависть и другие болезни человечества всегда найдут лазейку, чтобы протиснуться в нашу жизнь и сделать ее невыносимой. Поэтому всякую реформу христианство предлагает начинать с другого. Подлинный мир начинается с того, что Бог дает человеку благодать, и силы его души приходят в согласие. Это мирное состояние поразительным образом действует на окружающих. Оно в буквальном смысле способно преображать действительность. Объединять тех, кто принадлежит к разным партиям, национальностям, возрастам, социальным группам и т.д. Если мы приглядимся к ученикам Самого Христа, то увидим этот закон в действии. Среди них были и такие Симон-зилот, в прошлом профессиональный борец за независимость своей родины, Израиля. С другой стороны, среди них был и Матфей-мытарь, в прошлом сборщик налогов в пользу Рима, предатель в глазах окружающих и в первую очередь таких как Симон. Именно благодать, которую источал Христос, и которая поселилась в их душе, примирила их и сделал братьями на всю оставшуюся жизнь.
Безусловно, это не означает, что христианин имеет право удаляться от решения социальных и политических проблем. Мы живем в обществе, являемся гражданами конкретного государства. Это просто означает, что к решению этих проблем мы должны подходить последовательно, начиная в первую очередь с самого себя. Ведь человек, у которого серьезные внутренние нестроения, вряд ли сможет решить те, которыми страдает целое общество. И, напротив, тот, кто нашел силы победить грех в себе самом, имеет больше шансов помочь преодолеть его окружающим в том числе и путем социально-политических преобразований. Как емко об этом сказал преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».