Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 51-59

Сегодняшнее чтение начинается с утверждения, которое очень трудно воспринять как что-то серьезное. В разговоре с иудеями, Христос говорит: «кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». Что после этого подумает любой здравомыслящий человек? Подумают, что говорящий не в себе, ведь смерть не просто незначительный факт человеческой истории, но путь всей земли. Только постфактум, читая Писание и зная, Кто такой Христос, и будучи верующими людьми, мы относимся к Его словам с уважением и доверием. Но возмущение иудеев совершенно понятно, ведь для них, Он просто один из учителей. Будь он сколько угодно авторитетен, но говорить о победе над смертью! Кто ты такой? Кем ты о себя мнишь? У нас были великие пророки был Авраам праотец и даже он умер! Но Христос и сам понимает абсурдность этих слов, если воспринимать их как то, что сказано обычным человеком. Ведь если Он сам славит себя, то слава Его ничто... только Христос не просто человек, но Богочеловек. И поэтому Он может говорить то, что говорит. Он говорит не от Себя, но послан Отцом и соблюдает Его слово. Он знает Отца. Иудеи ждали, что мессия будет послан от Бога, но никак не могли рассчитывать, что к ним придет Сам Бог! С другой стороны, они, конечно, верили, что день, в который это произойдет, будет днем Божиим, но при чем тут этот проповедник Иисус из Назарета? Почему это Он говорит о дне Господнем, как о Своем собственном? И даже говорит о том, что Авраам хотел бы видеть этот самый день Господень, Его день! Но что же это за день? День Рождества? День первой проповеди? Или это день Голгофы, день в который Бог спасает свое Творение. По всему очевидно, что так. Авраам был великим пророком, но он был подчинен закону смерти и был бы рад увидеть день освобождения. Говоря об этом, Христос произносит удивительные слова: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался». Было бы куда проще, если бы Он использовал сослагательное наклонение: «был бы рад увидеть и возрадовался бы». Стало бы понятно, что в этом есть некоторое обличение иудеев, которые не рады Христу, хотя их праотец обрадовался бы... Но Христос использует простое прошедшее время. Авраам увидел День Его и возрадовался! Как это понять, ведь они жили в разные эпохи? А по словам Христа, Авраам увидел день Его еще при жизни...Думаю, ответ очевиден. В жизни Авраама был случай, который явил силу его веры. Речь идет о несостоявшемся жертвоприношении сына его Исаака. Бог останавливает Авраама, когда тот уже заносит нож над сыном, и заменяет жертву овном, агнцем, которым в будущем станет Сам. Прикровенным образом, в символах, это было открыто Аврааму. Человеческая жертва не может разрушить закон смерти, и Бог Сам становится жертвой и умирает для того, чтобы люди жили. В отличие от иудеев, мы доверяем Христу, потому что для нас он не просто бессильный человек, который кем-то себя возомнил, но Сам — Творец, пришедший спасать погибающее человечество.