14 Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.
15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня;
17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.
18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?
20 Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?
21 Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.
22 Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.
23 Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?
24 Не судите по наружности, но судите судом праведным.
25 Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?
26 Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?
27 Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.
28 Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.
29 Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.
30 И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Иудеи, говоря о Христе Спасителе, удивляются: «как Он знает Писания, не учившись?». Но это не просто риторический вопрос. В нем содержится и некоторый упрёк, а вместе с упрёком и вполне осязаемая цель: упоминание об отсутствии у Христа формального раввинистического образования было нацелено на то, чтобы лишить Его возможности выступать в качестве религиозного учителя. С одной стороны, закон разрешал такую деятельностью любому взрослому иудею мужского пола, с другой — в то время уже вполне сложились как религиозные школы, так и традиция, согласно которой у учителя должно быть определённое образование. У Христа же такового образования не было. Но, конечно, не само по себе отсутствие условного университетского диплома смущало оппонентов Христа, а то, что Он не следовал установившейся проповеднической парадигме. Современные Ему раввины чаще всего учили, опираясь на выводы других, более известных, учителей. Это вполне естественно, точно также поступаем и мы, когда ссылаемся на слова древних и новых святых. Их слова имеют вес и силу, так как подтверждены опытом Церкви, а если мы говорим от самих себя без какой-либо связи с мыслью святых, то велик риск ошибиться, а если есть ощущение собственной правоты вне зависимости от согласия или же не согласия своих идей с идеями святых, то это ничто иное как гордыня, которая, как известно, ещё никого и никогда ни к чему доброму не приводила. Именно обвинение в гордыне мы и видим в сегодняшнем отрывке. Но Христос Спаситель в Своём ответе неявным для нас, но совершенно очевидным образом для Своих непосредственных слушателей, образом ссылается на Моисея, на книгу Второзаконие, а именно на тот ее отрывок, который говорит о том, как отличить истинного пророка от ложного: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Втор. 18:22). Слова Христа Спасителя имеют в себе очевидную силу. В этом Его современники могли убедиться своими глазами, они видели, какой эффект производит каждое, сказанное Христом слово: больные мгновенно исцелялись, а закоренелые грешники менялись к лучшей жизни.