Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 15-25

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? -

24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 15-25 (о. Стефан Домусчи)

5-1Ин., XXI, 15-25 (о. Стефан Домусчи)

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В первые годы после воцерковления многие люди переживают то, что называется неофитством. Все кажется таким новым, интересным... человеку кажется, что у него никогда не будет сомнений, он никогда не разочаруется в своем выборе. Однако проходит время, первые эмоции и чувства блекнут, где-то в душу прокрадывается лень, или малодушие, какие-то вещи действительно не оказываются такими какими по-началу представлялись... Происходит то, что называется проверкой временем...

Сегодня мы слышали чтение, в котором Христос разговаривает с апостолом Петром. Происходит это уже после воскресения, самоуверенность Петра, которую он высказывал до распятия уже вспоминается им со стыдом... Когда-то он готов был идти за Христа на муку, и в темницу, и даже на смерть. Но к тому, чтобы это было не просто мечтами, к тому, чтобы это стало реальностью апостол Петр пришел не сразу. Диалог, который мы слышали сегодня в православной традиции осмысляется как восстановление апостольского достоинства Петра. Никто не знает, какие слова употреблял Христос, когда говорил с Петром, потому что Христос говорил по-арамейски, но мы знаем, что евангелист Иоанн, передал не только буквальный смысл их разговора. Употребляя слова с разными смысловыми оттенками, он передавал и смысл духовный... Он показывает духовный путь Петра, который заканчивается обретением подлинной верности.

Дело в том, что в греческом языке есть несколько слов обозначающих любовь. Любовь родственная, называется не так как дружеская, а влюбленность не так как жертвенная. Когда Христос спрашивает: «Петр, любишь ли ты меня?», он употребляет глагол «агапе», означающий высшую форму любви, любовь жертвенную. То есть Христос спрашивает не только о том, любит ли Его Петр, но и о том, какой любовью он Его любит. Петр отвечает Христу: «Да, я люблю Тебя». Евангелист употребляет глагол «филио», который означает дружескую любовь, привязанность, внутреннее расположение. Христос во второй раз спрашивает Петра о высшей любви и Евангелист опять употребляет слово «агапе», а Петр отвечает Христу, что любит Его дружеской любовью.

И только в третий раз, евангелист вкладывает в уста Христа вопрос о дружеской любви. В этом вопросе ощущается снисхождение к Петру, который на жертвенную любовь оказывается пока не способен.

Петр уже отвечает: «Ты знаешь, Господи, что я люблю Тебя». Христос знает, что это не та любовь, которая действительно должна быть в Петре, но она не может появиться сразу, ведь он только что предал Христа, и Господь говорит ему: «Когда ты был юн, ты препоясывался сам и шел туда, куда ты хотел», то есть Петр сам решал, кого любить, кого предавать. Продолжая Христос говорит «Но когда ты состаришься, другой тебя препояшет и поведет туда, куда ты не хочешь», то есть предрекает Петру, что он обретет стойкость и жертвенную любовь и умрет, проявляя верность Учителю. На смену любви избирающей, когда Петр сам решает кого любить, кого нет, придет подлинная жертвенная любовь ко Христу, которая не предаст и закончится не отречением, а веригами и страданием.

Петр проходит путь духовного роста, вначале Христос нравится ему как праведник и проповедник, с которым завязываются добрые дружеские отношения, когда они в течение трех лет жили вместе и были очень расположены друг к другу, но когда приходят испытания, все меняется. Все это происходит и в нашей жизни, мы воодушевляемся христианством, проповедями, но когда наступает тяжелая ситуация, отрекаемся и возвращаемся к греховной жизни.

И все же, как и Петр, падая, мы осознаем грех и стремимся исправиться. Постепенно, шаг за шагом мы должны учиться настоящей, разумной, жертвенной любви. Причем очень важно помнить, что проявить ее мы можем в самых простых ситуациях.

Но неслучайно Господь говорит, что как мы относимся к братьям нашим меньшим, так мы относимся и к Нему. Наша любовь к Богу проявляется не только верностью Ему, но и верностью любви к ближним, когда они не хотят нашей любви, отвергают ее, даже когда они ведут себя невозможно, отвратительно, мы должны их любить. Именно такова любовь Христова, к ней призывает нас Господь. Эта любовь должна проявляться здесь и сейчас не только между братьями и сестрами, но и между теми, кто не хочет быть братьями и сестрами, кому проще ненавидеть. Но в этом и заключается жертва, заключается крест, который мы на себя берем. Любить того, кто делает все, чтобы его не любили, сохранять верность любви несмотря ни на что...

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!