* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 30-47, Глава 6, стихи 1-2 (прот. Павел Великанов)
h16

Иисус с учениками

Ин., V, 30 - VI, 2 (прот. Павел Великанов)

Глава 5.

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40 Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
41 Не принимаю славы от человеков,
42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?

Глава 6.

1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.
2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Слова Иисуса, которые приводит евангелист Иоанн, на самом деле слова пронзительные, пропитанные острейшей болью. Перед нами в нескольких строках раскрывается смысл тяжелейшего конфликта между Иисусом и глубоко религиозными иудеями, которые отказываются признать в Нём Сына Божия. Для них Иисус — самозванец, один из многих лжемессий, успешно оседлавший волну мессианских ожиданий простого народа. Ещё не до конца понимая, что именно им так не нравится в Иисусе, они чувствуют нутром: Он — Чужой, Он не вписывается в традиционную систему религиозных представлений, Его поступки, Его слова провоцируют окружающих задумываться снова и снова над тем, а действительно ли всё так, как их убедили законоучители и священство?

Слова Иисуса звучат как обличение. Он ставит страшный, невыносимый для слуха иудеев диагноз: вы — не любите Бога, вы не слышите Бога, более того — никогда и не слышали, и не видели Его. Хотя всех смогли убедить в обратном — что именно вы и являетесь исключительными обладателями права говорить о Боге. Как такое стало возможным? В какой момент искренне обращённые к Богу люди перестали быть способными воспринимать Божественные ответы?

Иисус утверждает, что причина — оставление поиска славы Божией и подмена её славой от людей, друг от друга. Для нас эти слова звучат загадочно: что это за такая «слава», которую ещё надо искать? В нашем сознании «слава» прочно ассоциируется с тщеславием, вниманием общественности, светом софитов и экранами телевизоров. В любом случае, это что-то вовсе не для большинства — а только для очень немногих, кто вышел на определённый уровень известности.

Но, явно, речь Христа о чем-то ином. Что же это — «слава Божия», утрата которой превращает живую душу в формальный алгоритм, оперирующий духовными понятиями? Когда апостол Павел призывает всех христиан прежде всего прославлять Бога и в душах, и в телесах — о чём он говорит?

Давайте попробуем подойти к этому вопросу через один эмоциональный возглас, который мы иногда произносим, говоря: «Как славно!» Что это? Разве не выражение восторга? Мы — восторженны, вдохновлены чем-то настолько сильно, что из души вырываются эти слова радости и благодарности. Мы переживаем это, как прикосновение к чему-то «славному», великому, прекрасному или замечательному. Для верующего человека любая «славность» — это отблески Божественной славы — какими бы скромными и микроскопическими они не были. Смотрит человек на распускающиеся почки — и чувствует присутствие Божьей славы в этом тайнодействии. Слышит красивую музыку — и в ней он улавливает оттенки той же самой Божественной славы. Смотрит на беззаботно веселящихся детей — и в них чувствует игру Божественной славы. Правильно настроенный дух в человеке отовсюду, словно трудолюбивая пчела, собирает нектар Божественной славы в своё сердце — которым и питается душа, вдохновляется, благодарит своего Создателя.

Но если душа расстроена, находится в болезненном параличе эгоцентризма — она становится слепой и глухой к этим проявлениям. Утратив чутьё разлитой повсюду славы — она легко превращается в навозную муху, которая пролетает мимо цветов к помойке, даже не замечая их. Ведь помойка человеческой славы — доступна, устойчива, надёжна. Да, пусть запах — не то, что у цветка — но зато никакой зависимости от капризного солнца и меняющейся погоды. Да, вкус несколько отличается от нектара — зато какое изобилие, не то что мелкая капля, до которой ещё попробуй доберись в недрах цветка! Если продолжить эту аналогию, то Иисус прямо сказал: мухи, хватит народ дурачить, что вы — пчёлы — мёд покажите! И такого Ему — уже никогда не простят!

А ведь этот вопрос — кто ты — муха или пчела — задаётся и каждому из нас. Есть ли хоть немного мёда в глубинах нашего сердца, приносим ли мы хотя бы каплю нектара Божественной славы в свои сердца каждый день — или всего лишь копошимся в мусорных кучах человеческой славы — вопрос, на который хорошо бы иметь честный ответ!