Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 13, стихи 3-17 (о. Дмитрий Барицкий)
Tajnaia_Vecheria_

Тайная Вечеря

Ин., XIII, 3-17 (о. Дмитрий Барицкий)

3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, 4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Если бы мы знали, что в скором времени нам предстоит умереть, мы, наверняка бы, постарались в кратчайшее время завершить все свои дела. Причем все второстепенное мы бы отложили для того, чтобы сосредоточиться на главном. Точно так поступает и Христос. На исходе Своей земной жизни, Он оставляет Своим ученикам нечто вроде завещания.

Первое, что Он делает — умывает апостолам ноги. В Палестине мыть ноги другому человеку было занятием рабов. Для свободного это было чем-то сродни серьезному унижению. Именно поэтому Петр так эмоционально реагирует на это действие Христа. В его сознании, не может всеми уважаемый и почитаемый учитель делать то, что является занятием рабов! Причем зачастую самых последних из них. Однако именно таким образом Спаситель демонстрирует важный принцип, которым все Его последователи должны руководствоваться в своих поступках, по отношению к тем, кто их окружает. Речь идет о жертвенном служении, которое не знает никакого предела и распространяется на всех без исключения. Ведь Христос вымывает ноги всем: и горячему Петру, и кроткому Иоанну, и злому-предателю Иуде. Его отношение ко всем ровное. Он всем дает шанс, всех готов принять. Даже несмотря на то, что кто-то уже готов предать Его сознательно, а кто-то сделает это по немощи своей человеческой природы. Он никого не делает изгоем и аутсайдером. Даже если бы Иуда покаялся в своем поступке, он принял бы его, как принял Петра, который смалодушничал и три раза от Него отрекся.

И еще одно важное дело совершает Спаситель. Он устанавливает главное церковное Таинство. Мы называем его Евхаристия, или Причастие. Церковь можно представить себе без множества вещей. Без специальных храмовых построек, без иконостасов, без черных облачений священников и массы других атрибутов, которые зачастую ассоциируются в нашем сознании с церковной жизнью. Однако Церковь невозможна без Евхаристии. Именно таинство Причастия является кульминацией жизни христианина, ее эпицентром. Почему так? В чем его важность?

Первое, во что бьет дьявол, — это человеческие отношение. И не нужно обладать тонкой проницательностью, чтобы видеть нашу отчужденность друг от друга. Даже приходя в храм, люди, к сожалению, остаются весьма разрозненными. Каждый стремится решить собственные проблемы. Вот я, вот моя жизнь, в голове у меня мои дети, мои родители, мой зять, моя теща, мои заботы. Что вне меня, меня мало интересует, а порой и мешает. А потому нередко можно услышать от людей нечто вроде: «Не люблю приходить в храм на службы. Толпа. Поэтому захожу, когда никого нет, чтобы побыть наедине с Богом и самим собой. Успокоиться». Увы, но выражение «братья и сестры» остаются для нас зачастую красным словцом, данью традиции красноречия. Так вот Евхаристия — это лекарство против отчужденности. Ее цель сделать все мои радости, надежды, любовь, даже скорбь и печаль своими для тех, кто меня окружает. И наоборот, все, что принадлежит моему ближнему, сделать моим личным. Ее цель объединить всех людей в одну общность, вселенский организм, единое тело, во главе которого стоит Христос. А потому, если мы не причащаемся, не просто наша церковность, наше христианство под большим вопросом. Ведь под большим сомнением наше приобщение Христу и кругу Его последователей. Мы словно беспризорники. Остаемся предоставленными самим себе. Только Евхаристия реально, как духовно, так и физически соединяет нас с Богом, а через Него и с другими людьми.

Все вышесказанное — два столпа, на которых покоится христианская жизнь. И лишь в том случае, если мы стараемся в своей жизни воплотить эти заповеди Христа, мы получаем возможность быть Его настоящими учениками.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!