Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Составное Евангелие (о. Дмитрий Барицкий)

Мф., XXVII, 1-44 (о. Дмитрий Барицкий)

1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.
3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
5 И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
6 Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.
7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников;
8 посему и называется земля та "землею крови" до сего дня.
9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля,
10 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.
11 Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.
12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.
13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?
14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.
15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
18 ибо знал, что предали Его из зависти.
19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.
21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.
26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место,
34 дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.
35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий;
36 и, сидя, стерегли Его там;
37 и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими
40 и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.
41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:
42 других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;
43 уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.
44Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Евангелие от Луки, глава 23, стихи 39-43.

39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 45-54.

45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить;
49 а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.
50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
53 и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 31-37.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.

Евангелие от Матфея, глава 27, стихи 55-61.

55 Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
56 между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.
57 Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;
58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;
59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею
60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.
61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Страдания Спасителя — один из самых таинственных эпизодов истории человечества. Когда апостолы в древние времена приходили к язычникам с проповедью и рассказывали им о том, что на земле родился Бог, стал похожим на нас человеком, проповедовал и творил чудеса, их слушали со вниманием и интересом. Однако, когда речь заходила о том, что Бога унизили, оплевали, избили и, наконец, распяли, а Он при этом молчал и никак не проявил Своего божественного могущества, — всякий разговор прекращался. «Иди, послушаем тебя в другой раз». Что это за Бог, Который не смог привести последний самый веский аргумент, доказать Свое могущество и божество! Язычники отказывались верить в такого Бога.

И действительно, Христос молча, не оправдываясь переносит суд, побои, издевательства и несправедливую, позорную и ужасную смерть. Ни одного оправдательного слова, ни одного чуда. Не только древним язычникам и иудеям, но и ближним Христа трудно верить в такого Бога. Легко верить в Христа воскресшего, победившего ад и смерть, но ведь тогда, во время страстей Спасителя, не знали еще об этой победе. Ведь даже апостолы в тот момент потеряли веру в Него и разбежались, а Петр даже отрекся.

Как это ни парадоксально, но это последнее молчаливое действие Христа на нашей земле и было тем самым сильным и окончательным аргументом, подтверждающим Его божественное царское достоинство. Только Бог мог подтвердить таким делом слова, которые Он проповедовал: добровольно принять такую ужасную смерть ради любви. Страсти Христа стали последним и самым сильным подтверждением Его трехлетней проповеди. Без них она осталась бы простым сотрясанием воздуха, о котором вскоре бы забыли. Христос же в молчании совершает самое главное.

Страстям Христовым уделяется большое внимание в нашем традиции. Их подробно описывает Евангелие, им посвящены многие песнопения годичного круга, ради них установлено специальное богослужение пассии. Наконец, именно о них мы читаем сегодня в Евангелии. Зачем такой акцент? Церковь знает, что нам легче и удобнее верить во Христа Царя, Царя, который громогласно заявляет о Своей победе. Слугами такого царя быть удобно и приятно. Ты словно носишь на себе отблески Его славы. Это дает некое ощущение своей правоты, ощущение превосходства над другими, внешними. Дает все основания заявлять, увы, нередко с гордостью и превозношением: я христианин. Поэтому Церковь, чтобы привести нас в чувство, постоянно указывает на эти молчаливые страдания Спасителя, как образец подлинно царского дела. Без таких же молчаливых дел, дел, которые не разделяют людей на верующих и неверующих, церковных и не церковных, социальные и асоциальные элементы, праведников и грешников, начальников и подчиненных, мы останемся христианами только на словах, а слова скоро забываются. Именно об этом нам напоминает сегодняшнее богослужение: лишь став вместе со Христом заложниками страданий ради ближнего, мы станем и сынами Его воскресения и торжества.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!