. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 18-28 (о. Стефан Домусчи)
P42

Иоанн Креститель

Ин., I, 18-28 (о. Стефан Домусчи)

18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
24 А посланные были из фарисеев;
25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Когда евреи вышли из Египта, брат Моисея Аарон сделал им по их требованию золотого тельца. Привыкнув в Египте к тому, что боги могут быть изображены, они желали, чтобы Бог, который вывел их из рабства тоже был видимым, хотели поклониться Его изображению. При этом Аарон не представлял им какого-то иного бога, не склонял их почитанию иных богов он лишь попытался дать им ощутимый образ того Бога, которому поклонялись Авраам Исаак Иаков. Он сказал им: «вот Израиль Яхве Бог твой который вывел тебя из Египта». Увидев поклонение тельцу, Моисей уничтожает его, потому что закон, который через него Бог передает народу, строго настрого запрещает, как всякое изображение Творца, так и поклонение этим изображениям.

Почему же это так? Во-первых, очевидно, что нематериального Бога, который не имеет образа невозможно изобразить. Но самое важное здесь в другом. Запрет на изображение Бога — это запрет, который приходит из будущего. Создавая ложный образ Бога, они создавали бы преграду Богу истинному, Тому, Который воплотится, чей лик будет подлинным образом Бога Творца. Для того, чтобы людей не было возможности сказать Христу: «Нет, Ты не Бог, ты на Него не похож, наш Бог выглядит по-другому» закон запрещает им всякие изображения.

Бога нельзя изображать, потому что у Него есть только один видимый образ — это ораз Иисуса Христа. Именно поэтому Иоанн Богослов в сегодняшнем чтении говорит: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Мессия, которого так ждали должен был прийти для того, чтобы победить зло мира. Но как понимать это зло? Как временные трудности отдельного народа или как беды и боль всего мира? Кому-то хотелось, чтобы Бог решал их местечковые интересы, но Бог пришел для того, чтобы победить саму смерть.

Слова Иоанна Крестителя о том, что Тот, Кто пришел после него, но Который стал впереди него, вполне может быть аллюзией на окончание книги Иова, в которой мы слышим сначала возмущения Иова о зле мира и затем ответ Бога. Творец является своему страдающему творению и говорит, что в мире нет человека, который встал бы впереди него в борьбе со злом, нет человека который обязал бы Бога своей победой. Именно Он борется со злом мира, борется не издалека, не властно, но входя в мир скорби и страдания, соприкасаясь с миром теснейшим образом. Он приходит в тот момент, когда Ветхий Завет утрачивает силу, когда люди сводят отношения с Богом к формальному исполнению Его закона... Он приходит для того, чтобы заключить Новый Завет и в этом Новом Завете вернуть людей Отцу.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!