Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 1-15 (о. Стефан Домусчи)
130-3

Спас Великий Архиерей

Ин., III, 1-15 (о. Стефан Домусчи)

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви'! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11 Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?
13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Нередко люди, преходящее в храм начинают свое воцерковление с самых простых, практически механических вещей. Они путаются поучаствовать в каком-нибудь священнодействии или даже таинстве, например отстоять молебен или пособороваться. Людям кажется, что они становятся ближе к Богу, приобщаются к чему-то светлому и духовному, и очищаются...

На самом же деле, человек приобщается миру духовному и подлинно очищается не тогда, когда в чем-то формально участвует, но тогда, когда сердцем понимает, что Бог есть, что Он живой, что Он личное существо, а не механизм, который работает автоматически...

Случается, что человек, готов он к этому или нет, оказывается лицом к лицу с вопросами ответы на которые не могут пройти бесследно. И уж если мы с ними столкнулись и дали честные ответы, жизнь не сможет остаться прежней.

Вопрос о Боге — один из таких подобных... От него можно отмахиваться, не входить в суть проблемы, но если ты встал перед вопросом о Боге всерьёз, и если ты ответишь на него положительно, вся твоя жизнь станет иной, твоя история будет разделена на до и после, как будто бы ты заново родился.

Сегодняшнее чтение посвящено именно этой теме. Теме нового рождения, той новой жизни, которая начинается с обращения к Богу.

Перед нами диалог Спасителя и его тайного ученика, Никодима, который был фарисеем и одним из начальников иудейских, который захотел лично, вне шума толпы, поговорить с Иисусом Христом.

— Мы знаем, что ты учитель от Бога, т.е. Тот самый Учитель, Мессия, который должен прийти. Но если Мессия пришел — жизнь должна измениться... Эта следующая мысль очевидна, и Никодим пришел именно для этого, но подходит к вопросу постепенно. Христос же, зная об этом, сразу отвечает не на похвалу, а на то внутреннее вопрошание, ради которого к нему Никодим пришел.

Если кто не родится свыше, не может увидеть царствия Божия!

Но родиться свыше, не значит ли родиться от Бога! И если это так, не значит ли это в свою очередь, что от человека такое рождение не зависит? Никодим недоумевает, о том, как можно родиться повторно, будучи уже рожденным. Кажется странным, что он, будучи человеком глубоко образованным, не понимал такого просто образа. Или, что вполне вероятно, в его словах мы слышим не сомнение, а непонимание того, как это можно сделать?

В таком случае Никодим не сомневается, но спрашивает о путях этого рождения... «Как это происходит?», — говорит он, «ведь не физическим же образом»! И тогда Христос уточняет: "истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Сегодня нам кажется, что Христос говорит о крещении. Но задумаемся, как мог понять эти слова Никодим? В контексте известных слов Иоанна Крестителя, о том, что он крестит водой, а мессия будет крестить Духом святым — мог понимать сказанное Спасителем как два встречных действия — человеческое и Божественное. Водное крещение Иоанна было крещением покаяния, как полной и решительной перемены мировоззрения и отречения от грехов, было как бы намерением начать жизнь с чистого листа, родиться заново в нравственно смысле... В то время как рождение от Духа, может быть действием только Божественным, может быть даром новой жизни и усыновлением Богу.

Один из древнехристианских авторов говорил так: христианами не рождаются христианами становятся. Кем же мы рождаемся? Мы рождаемся людьми! Разве этого мало? Нет, это уже очень много, ведь в каждом человеке заложен образ Божий... Для чего же нам рождаться духовно? Для того, чтобы этот образ обрел в нас свою полноту.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!