Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 22-33 (о. Стефан Домусчи)
7611

Иоанн Креститель

Ин., III, 22-33 (о. Стефан Домусчи)

22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
30 Ему должно расти, а мне умаляться.
31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Церковное предание сохранило немало историй, которые иллюстрируют одну очень важную истину: Бог так устроил, что люди должны помогать людям. Иногда, когда кто-нибудь спрашивает, где же Бог в этой ситуации? Мы явно видим, что Он является не через чудеса и сверхъестественные события, но через любовь и жертвенность людей, потому что именно люди, и особенно христиане, должны быть Его руками в мире.

И вот в сегодняшнем чтении мы видим один из последних диалогов Иоанна Предтечи со своими учениками. Он собирал вокруг себя толпы, проповедовал совершенно разным слоям населения: к нему приходили, и войны, и бедные, и богатые, и фарисее... И для каждого он находил свое слово. Когда мы сегодня видим людей, в жизни которых происходит нечто подобное, нам кажется, что они явно действуют так в собственных интересах. Без этого искушения трудно обойтись человеку, который занимается просветительской деятельностью. В этом и есть одно из последствий грехопадения: мы сами для себя становимся центром мира, все замыкаем на себе.

Однако, с первого своего слова, с первой публичной речи, несмотря на всю свою популярность, Иоанн Креститель предстаёт перед нами как тот, кто готовит путь Господу, как Тот, кто со всей искренностью служит своей деятельностью Мессии.

Итак, перед нами история, в которой Иисус Христос и Иоанн Креститель, каждый со своими учениками, крестят людей. Учитывая, что крещение во Иордане было крещением покаяния, так или иначе возникает спор об очищении, причем спор, который инициирован не самими крестящими, но учениками одного из них и людьми внешними. В результате спора ученики приходят к Иоанну и говорят: «Тот, Кто был с тобой на Иордане крестит и все идут к Нему».

Что же мы слышим в этих словах? Мы слышим совершенно явную ревность, мы слышим обиду за то, что появляется более популярный проповедник и все начинают идти к нему.

Отвечая им Иоанн Креститель поступает чрезвычайно мудро, Он говорит: Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба«. Может показаться, что он имеет ввиду Христа, как бы подтверждая Его полномочия. Но не менее вероятно, что он имеет ввиду себя. В этом последнем случае он как бы говорит, что принял на себя готовность быть предтечей не потому что захотел этого сам, а потому что это была дарована ему небом и он как человек прекрасно понимает свое место в этой истории.

«Вы сами слышали, — говорит он, — я не Христос, но я был послан перед Ним». Он употребляет прекрасный свадебный образ, в котором есть жених и есть друг жениха. Он во всём помогает жениху, он утраивает пир, но это пир жениха и невесты. Друг радуется, но радуется не своей радостью, он радуется радостью жениха«. Это радость того, кто привел людей, ко Христу и поэтому радость его достигла полноты. Христос пришёл и проповедует и он говорит: «Ему должно расти, а мне умаляться». Он выполнил свою миссию.

Мы читаем обо все этом и нам кажется, что это такие далекие от нас рассуждения... Но на самом деле со всеми этими эмоциями мы можем столкнуться в своей собственной жизни, хотя бы в силу того, что для людей, которые живут вокруг нас ,мы можем быть своего рода предтечами, когда зовем их в храм... И на этом пути есть большая опасность: встать на пути этих людей и воспринять себя как проводников, как единственных авторитетов в их научении в вере. В этой ситуации нам важно быть очень внимательными и суметь вовремя отойти в сторону... Важно понять, что человек, пришедший к Богу нередко нуждается в просвещении, он нуждается в подсказке, но он будет выстраивать с Богом свои личные отношения, в которых Богу нужно расти а нам умаляться.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!