Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Явление Воскресшего Христа апостолам — без Фомы — а потом и вместе с ним — подтверждение реальности того, что Иисус на самом деле воскрес. В чтении мы видим два очень сильных момента, шокирующих традиционное иудейское сознание. Причём оба момента связаны друг с другом, и эту связь надо хорошо понимать. Первый момент — Иисус появляется в закрытом помещении. Для апостолов был только один вариант понимания происходящего: перед ними — привидение, дух усопшего. Нигде в Писании Ветхого Завета, ни в устной традиции мы не увидим, как человек появлялся в своей плоти там, куда доступ был исключён. Отношение к явлениям призраков было крайне негативным, это связывалось с магическими действиями и находилось в совершенно ином религиозном пространстве, нежели вера в Бога. В определённом смысле, при всей религиозности, иудеи были в каком-то смысле гораздо более «заземлёнными», чем это может показаться нам сегодня. Это для нашего сознания, крепко переквашенного идеями платонизма и неоплатоников, вполне естественно разделять мир материальный от мира духовного, рассматривать разные варианты их соприкосновений, взаимопроникновений и так далее. Иудейское сознание более простое и целостное: есть то, что есть, и так, как есть. Всё остальное — домыслы. Поэтому и само воскресение воспринималось совершенно материалистично: это — восстание из гроба, переход из горизонтального положения в вертикальное, облечение тем же самым телом, что и было при жизни.

И вот тут — острый казус. Апостолы прекрасно помнили, что при жизни Иисус не проходил сквозь двери. Если бы Он на самом деле воскрес — согласно их системе представлений — Он бы остался за дверями и постучался. Но раз Он появился внутри, несмотря на все запоры — остаётся только одно: увы, это призрак.

Чтобы вырвать учеников из привычных шаблонов, Иисус показывает им Свои руки и ноги — как явное подтверждение собственной идентичности: явившийся им — Тот Самый Иисус, с Которым они общались, Который и был распят. Вот раны от гвоздей, вот шрам от копья — всё то, что сделали в своё время римские воины. Но теперь Он — жив. Можете потрогать, чтобы убедиться. В других Евангелиях мы прочитаем, что Иисус также просил дать Ему какой-нибудь еды, чтобы показать: Он — реален, Он — не какой-то морок, не привидение, не бесплотный дух.

В воздухе висит один большой вопрос: как вообще такое может быть? Проходить через стены — а тогда откуда? Где раньше был Иисус, в каком месте? Давать возможность потрогать Своё воскресшее тело — есть вполне материальную пищу — а куда тогда она делась, когда Иисус исчез? Аннигилировалась что ли? Как можно одновременно быть материальным — и совершенно свободным от всех законов жизни материального мира? Одни вопросы!

И вот именно наличие всех этих вопросов без ответов ставит нас перед объективностью факта воскресения Христа. Мы не понимаем, как это возможно. Рушатся все наши казавшиеся непоколебимыми представления о материи, о пространстве, о времени. Мы оказываемся перед открывшейся пустотой неведения — но при этом не холодной, безразличной и чужой, а насыщенной теплотой и нежной заботой. Скоро, когда Он снова явится на берегу Тивериадского озера, Он скажет им, усталым от неудачного ночного лова: «Детки, идите, поешьте!...» И они, действительно как малые дети, не будут у Него выпытывать, откуда на пустынном берегу взялся огонь, печеная рыба. Они просто примут и эти знаки Его любви — радуясь тому, что Учитель — снова вместе с ними.

Пусть же это ощущение соприсутствия Воскресшего Иисуса и нас с вами никогда не оставляет!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!