Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 2, стихи 1-11

01 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.

02 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.

03 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

04 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.

05 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

06 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.

07 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

08 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

09 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха

10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 2, стихи 1-11 (прот. Павел Великанов)
651px-Duccio_di_Buoninsegna_038

Брак в Кане Галилейской

Ин., 6 зач., II, 1-11 (прот. Павел Великанов)

1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Чудесное претворение воды в вино во время свадьбы в Кане Галилейской — первое чудо, с которого началось общественное служение Христа Спасителя. Пока об Иисусе никто ничего особенного не знает: Он — обычный иудей, который пришёл к знакомым на свадьбу, и ничего выдающегося из себя не представляет. Никакой славы, никаких слухов, никаких недоумений. И дальше — очень интересное повествование, которое есть только у одного евангелиста — у Иоанна.

Прежде всего, вызывает недоумение такой резкий ответ Иисуса Своей Матери — «что Мне и Тебе, Жено?» Как бы ни старались толковники и комментаторы смягчить эту фразу, смысл её очевиден: а нам-то какое дело, что у этих людей не хватило вина? Но совершенно иным становится прочтение этой фразы после слов: «ещё не пришёл час Мой!» Дело в том, что в тексте евангелиста Иоанна «час Мой» — всегда тождественно «кресту», «распятию». И вот только теперь перед нами открывается вся драматичность ситуации. Это не просто какое-то малодушное нежелание во что-то ввязываться, решая чужие проблемы. В отличие от Своей Матери, Иисус ясно понимает: открывая людям Свою исключительность, показывая им, чтО Он может — Он вступает на Свой крестный путь. И Он не уверен, что свадьба — именно тот самый час, когда и должен произойти этот первый шаг.

А дальше — непонятное молчание, странный провал повествования. Почему евангелист ничего не сказал об ответе Матери, — а только приводит Её слова, обращённые к слугам — непонятно. И почему Мария решила, что Её Сын может помочь оказавшимся в очень неприглядной ситуации молодожёнам — тоже непонятно. В область догадок вступать не хочется, а опереться здесь не на что. Одним словом, ещё одна тайна отношений между Девой Марией и Её Сыном — нам недоступная.

Каменные сосуды, которые использовались для наполнения водой — были необходимы для ритуального омовения. Это их единственное назначение: хранить воду неоскверненной. Иисус повелевает использовать именно их — а это огромный объем, ведь каждый сосуд вмещал в себя до десяти ведер воды! Но ведь использование водоносов не для ритуальных целей делало их на определённое время нечистыми — Иисус переступает через этот запрет, потому что помочь людям в данный момент — важнее любых ритуальных ограничений.

Дальнейшее повествование глубоко символично — впрочем, как и всё у Иоанна. Чудо в Кане задаёт чёткую тональность восприятия всех будущих чудес: люди ждут одно — но Иисус делает нечто гораздо большее их ожиданий, на совершенно ином уровне. Ничего не мешало бы превратить воду в обычное, рядовое вино — и одно это уже было бы потрясающим чудом. Но Бог — не жадничает, не экономит: Он отдаёт самое лучшее, что только может быть — ради блага и счастья человека.

Там, где на самом деле появляется Бог — всё, что казалось безвкусным, обычным, неинтересным — обретает свою исключительную «вкусность». Бог, в отличие от людей, ничего не делает «абы как», «лишь бы отвязались». Он не стесняется быть совершенным даже в таких мелочах, где мы бы сказали: ну к чему такая роскошь? Можно было бы и попроще! Куда ни посмотри — от строения атома до бездонных галактик — везде царит предельная красота и совершенство!

Но самое удивительно даже не это. Когда человек сонастраивается этому Божественному дыханию жизни — он сам становится соработником Божиим, руками которого из небытия в бытие приводятся не только шедевры культуры — но даже обычный испечённый пирог, сделанный с реальной Божьей помощью и любовью к близким — тоже может стать совершенным произведением искусства, во славу Бога и радость окружающим!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!