Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 16-21

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,

21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Читает и комментирует Евангелие от Иоанна, Глава 3, стихи 16-21 протоиерей Павел Великанов

Ин., III, 16-21 

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него.
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Комментирует протоиерей Павел Великанов

Тема света и тьмы — сквозная для всего Евангелия от Иоанна. В сегодняшнем чтении, очень плотном по насыщенности смыслами, эта тема переплетена с другой — темой веры. Верующий в Сына — светел, он светится — правда, не каким-то своим собственным, самопроизведённым светом, а тем самым Светом Истины, на котором и держится всё мироздание. Верующий в Иисуса сонастроен Ему — и поэтому может и дальше передавать тот чистый, неискажённый Свет Истины, источником которого и является Сам Бог.

Евангелист Иоанн предлагает читателю задуматься над тем, что же такое — Суд Божий? Ведь суд — это переход из неопределённости в однозначность. И Бог входит в этот мир — только не карающим мечом, не уничтожающим наказанием — но просвещающим Светом. Однако тем, кто давно уже свыкся с темнотой, это сияние Света кажется слишком резким и невыносимым: приходит свет, и они в ужасе зажмуриваются, закрывают глаза руками, потому что боятся ослепнуть. Но почему же они боятся? Разве они не знают, что этот Свет — очищающий, обновляющий, целебный — а вовсе не изничтожающий, прожигающий насквозь и приносящий невыносимую боль?

И здесь евангелист Иоанн предлагает нам потрясающую по своей глубине мысль. Тот, кто совершает зло — боится прежде всего себя самого настоящего. Ведь на свет выводится только то, что имеет подлинность. Что «есть». Невозможно вывести на свет «призрак», или «привидение», или ту или иную «кажимость», потому что она сразу же испаряется, исчезает. Но в полумраке, в «недосвеченности» — они прекрасно существуют, заморачивая людей, убеждая их в реальности своего присутствия. Неясность, мутность, недосказанность, вариативность истолкований — всё это питательный бульон для нашего «темного двойника», «душевного призрака». Он — абсолютный паразит, он питается только соками и силами нашей человеческой природы, которую дал нам Бог — но при этом пытается оторвать её от причастности к Богу, сделать своей, автономной, независимой.

Каждому из нас знаком этот морок эгоцентризма. Мы понимаем, что так нельзя, неправильно, грешно — но нас он обволакивает со всех сторон, мы пытаемся вырваться из этого липкого кокона — но ещё больше запутываемся. Мы расстроены, растеряны, запуганы. Наш «призрак» — оказывается сильнее нас.

Тот, кто с таким положением соглашается — в конце концов не только привыкает, но и начинает даже испытывать своеобразное удовольствие. Разве вы не замечали, что в любой исполняемой страсти есть особая сладость? Сладость, когда твоему врагу значительно хуже, чем тебе. Радость, когда отмщение всё же свершилось. А как сердце заходится у сребролюбца от очередной суммы на счету — даже если он и не собирается ей воспользоваться! А сколько вязкой сладости в унынии и печали! Здесь наше Эго просто разворачивается не на шутку!

Всё это и есть та «любовь к темноте», о которой говорит евангелист. Зло в своей обнажённости полюбить невозможно. Но оно мастерски прикрывает кажущимся благом своё пустое нутро — и мы поддаёмся, и снова и снова обманываемся, испытывая в итоге горечь разочарования. Но настолько уже привыкли, что не можем выбраться из этой разрушительной игры.

Но когда приходит в душу Свет Сына Божия — у нас появляется реальная возможность просветиться — перестать бояться собственных призраков и страхов — и всеми силами устремиться к Тому, Кто и есть Сам Свет, Который никакая тьма поглотить не может!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!