Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 6, стихи 48-54

48 Я есмь хлеб жизни.

49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;

50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы услышали сегодня, — пожалуй, одно из самых странных и для многих непонятных мест Евангелия от Иоанна. Христос призывает Своих учеников есть Его Плоть и пить Его Кровь. Причем, по словам Спасителя, это является обязательным условием спасения от смерти и обретения жизни. Именно по этой причине Господь прямо и очень категорично заявляет: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Эти слова потрясли слушателей Христа. Они казались им дикими. Есть плоть человека, пить его кровь, как можно?! Из дальнейшего повествования мы узнаем, что многие даже смутились, отошли от Спасителя и больше за Ним не ходили.

Подобные недоумения по поводу этих слов появляются до сих пор даже у тех, кто считает себя христианином. А потому в истории христианского богословия всегда существовало огромное количество попыток объяснить это место приемлемым для человека образом. Объяснить так, чтобы это не вызывало культурный шок. Так, например, многие протестантские толкователи предлагают понимать слова Христа в переносном смысле. Эта метафора, которая указывает на то, что любой последователь Иисуса должен впитать в себя образ Его мыслей, действий, все Его существо, своей жизнью постараться повторить всю Его жизнь.

В Православной же традиции эти слова Христа всегда понимали буквально. Господь действительно говорит о Своем Теле и о Своей Крови. Именно их под видом хлеба и вина Его ученики до сих пор вкушают в таинстве Евхаристии или, как его еще называют, таинстве Причастия. Один из православных толкователей, блж. Феофилакт Болгарский, выражая общую для всех отцов Церкви точку зрения, так говорит по этому поводу: «Заметь, что хлеб, который мы вкушаем в Таинстве, это не образ тела Господня, но есть сама Плоть Господа... Ибо хлеб этот... чрез таинственное благословение и наитие Святого Духа, изменяется в Плоть Господа... Это для того, чтобы у нас не было отвращения к необычной пище. Ибо если бы нам была предложена в настоящем виде плоть Христа, нам неприятно было бы приступать к Причастию; а теперь, когда Господь снисходит нашей немощи, таинственная Пища является нам под тем видом, к которому мы привыкли».

Причащаясь, верующие не символически, а реально, физически соединяются со Христом. Становятся в буквальном смысле частью Его Преображенного Тела. В буквальном смысле вступают в ту полноту жизни и бытия, которые есть в Боге. Более того, именно благодаря Причастию, последователи Спасителя становятся братьями и сестрами. Причем это не просто красивый риторический прием. Церковь буквально верит, что они объединяются в Тело Христово не на словах, а реально. Наконец, именно Причастие становится важным условием того, что человек войдет в жизнь вечную и станет полноправным участником Будущего Царства, которое откроется во время Второго Пришествия Христа.

Почувствовать и пережить это единство с Богом и человеком, эту надвигающуюся славу, каждый из нас в своей степени может уже сейчас, исполняя евангельские заповеди и участвуя в церковных таинствах, главное из которых — таинство Тело и Крови Христа, Божественная Евхаристия.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!