Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15

01 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

02 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов.

03 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

04 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

05 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

06 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

07 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

08 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

09 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Существуют диаметрально противоположные версии происхождения купальни у Овечьих ворот Иерусалима. Первая из этих версий видит в купальне официальное иудейское место для ритуальных омовений, вторая же утверждает, что купальня не имеет никакого отношения к иудаизму, а является одним из мест почитания египетского бога-целителя Сераписа. Несмотря на противоположность двух версий, их легко примирить друг с другом: и в первом, и во втором случае толпы людей около купальни были ничем иным, как проявлением язычества, и раввины лишь мирились с этой ситуацией. Причины их лояльности зависят от версии происхождения купальни. Если мы принимаем первую версию, то лояльность кроется в получаемых доходах, ведь за очищение и исцеление необходимо было принести жертву, а если нам ближе версия языческого происхождения купальни, то здесь стоит вспомнить о том, что Иерусалим, подобно всем прочим городам Ближнего Востока, был в то время интернациональным и мультикультурным городом и потому у раввинов просто не было необходимой для искоренения языческих культов власти. Но в обоих случаях раввины пристально следили за тем, что происходит у купальни: их интересовало кто там находится, что говорит и что делает. Если принять версию языческого происхождения этого места, то сам факт присутствия там благоверного иудея был религиозным преступлением. Христос Спаситель приходит в место, в котором собрались люди, говорящие на разных языках, страдающие разными болезнями, верящие каждый во что-то своё. Объединяет их лишь надежда уйти оттуда физически здоровыми. Именно физически. Ни о чем другом никто из находившихся там несчастных не помышлял. Но исцеляя этого паралитика Христос Спаситель говорит крайне важные слова: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Он призывает исцелённого к воскресению нравственному. Здесь нет прямого указания на связь болезни с грехом, но есть мысль об освобождении не только от физического недуга, но и от некоторого нравственного искажения. А последнее значительно важнее первого. Ведь мы по собственному опыту знаем, что многие больные люди бывают капризными, раздражительными и злобными. Знаем и то, что избавиться от этих состояний бывает значительно сложнее, чем от какой-то физической немощи. Знаем и то, что освободившись от злобности, капризности и страхов, освободившись от эгоизма, человек обретает большее здоровье и большую полноценность, чем если бы он был совершенно свободен от какого-либо сугубо физического недуга.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!