Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11,13-20,25-28,30-35
06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
Сегодня Церковь совершает празднование в честь изнесения честных древ Животворящего Креста Господня, этот праздник и стоящее за ним историческое событие не имеют прямого отношения к нам: мы вспоминаем древний обычай Константинополя, когда в августе каждого года для борьбы с различного рода болезнями на его улицы износили Честное Древо Креста Господня «для освящения мест и в отвращение болезней». Сегодня нет Константинополя, нет и старинного обычая, но память о них живет в Церкви. Сменился лишь акцент: не так важно, что какие причины побуждают говорить о Кресте Господнем и Христовых Страданиях, важен сам этот разговор и напоминание о Крестном подвиге Господа Иисуса Христа. Именно такому напоминанию и посвящено сегодняшнее евангельское чтение. Конечно, рассказ апостола и евангелиста Иоанна Богослова о Страдании и Смерти Христа Спасителя нельзя прочитывать отдельно от памяти о факте Воскресения. За Смертью стоит Воскресение. Апостол Иоанн был свидетелем и первого, и второго. Собственно, он единственный из апостолов, кто может писать о самом себе так, как писал Иоанн: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили». Толкователи относят эту ремарку евангелиста к прободению ребра Спасителя. По их единогласному мнению, это указывает на истинность смерти Христа. А раз истинна смерть, если Он действительно умер так, как рано или поздно умирают все люди, то Он действительно и воскрес. Он не просто потерял сознания и затем очнулся, Он был по-настоящему мертв и по-настоящему воскрес. Существуют современные медицинские заключения, которые основываются на этом рассказе апостола Иоанна. Во многом это противоречащие друг другу размышления, но все они сходятся в одном: кровь и одновременно с этим некая жидкость, которую апостол называет водой, не могли истечь из живого человека. Об этом знали и римские легионеры, которым прободения ребра было нужно для того, чтобы удостовериться в смерти повешенного на кресте. Они удостоверились и сняли Господа с Креста. А после этого было погребение и Воскресение. Как оно произошло — тайна. Всеобщее воскресение мертвых — предмет нашей веры. Мы верим, что раз Христос воскрес, то будет воскресение каждого человека. Верим мы также и в то, что Христос с теми, кто не пытается избежать или отвернуться от страданий. Мы верим, что рано или поздно, но Христова победа над смертью станет общей победой. Глядя на Крест Христов, мы предвкушаем всеобщее воскресение и восклицаем: «Христос воскресе!»