Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 2-13
Жизнь вне религиозной традиции предков была для древнего еврея немыслима. А потому пророчество Христа о том, что Его ученики будут ненавидимы за Его имя вплоть до того, что собственные братья изгонят их из синагог, то есть молитвенных собраний, потрясло их до глубины души. Еврей, отлучённый от синагоги терял свою национальную идентичность. Он больше не имел право называться членом народа Божия. В его жизни пропадал всякий высокий смысл. Она становилась пустой. Удручало в словах Христа не только это. Преследовать и даже убивать апостолов будут не злодеи и человеконенавистники, а те, кто искренне исповедует веру в Бога. Считает себя Его истинным служителем и, возможно, имеет среди окружающих репутацию достойного и благочестивого человека. Именно таким был апостол Павел. Он ревностно преследовал христиан и считал, что исполняет волю Божию, искореняет страшную ересь, до тех пор, пока сам чудесным образом не прозрел и не стал последователем Спасителя.
Именно в такой обстановке проходило служение апостолов. И его трудность была даже не в том, что было необходимо противостоять внешним нападкам. Ученики Христа были вынуждены противостоять тому, что слой за слоем, на протяжении многих поколений формировало саму душу и сознание той нации, к которой они принадлежали. Они шли против того, что на уровне архетипов, где-то в недосягаемых глубинах сознания жило в них самих. Поэтому помимо внешнего давления последователи Спасителя испытывали огромное внутреннее напряжение.
Как же удалось выстоять? Как удалось сопротивляться и победить? Причём речь идёт не только об апостолах. Речь идёт о каждом, кто, так или иначе, пострадал за Христа. Смог противостоять не просто внешней угрозе, но в первую очередь той опасности, которая давит изнутри. Когда против твоей веры такой привычный, комфортный и безопасный уклад жизни, к которой ты привык.
Ответ на этот вопрос находим во второй части отрывка. Господь обещает послать Своим чадам Утешителя. Речь идёт о Духе Святом. Он единственный, Кто может дать человеку уверенность и опору во всякой жизненной ситуации. Тот, Кто наполняет жизнь смыслом, когда всякий смысл утерян. Без Него не может быть подлинной веры. Без него она лишь иллюзия, самообман, инерция традиции, которая сойдёт на нет, как только человек встретится с серьёзной внутренней или внешней опасностью.
Поэтому на каждой утренней и вечерней молитве с надеждой и сердечным сокрушением мы повторяем: «Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, прийди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наши».