* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 15, стихи 17-27

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 1-2

01 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

02 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе пророчество Христа о судьбе апостолов и других Его учеников. Основная тема, которую Господь здесь развивает — тема гонений и скорбей.

Первое, что на себе испытают апостолы — непонимание и ненависть со стороны своих единоплеменников. Родственники отвернуться от них, близкие выгонят их из синагог. Для древнего еврея это было более чем серьезной проблемой. После Иерусалимского храма синагога занимало главное место не только в религиозной, но и в общественно-политической жизни. Именно здесь собиралось все общество Израиля для общения друг с другом, а также для совместной молитвы Богу. Некоторые раввины говорили, что только молитва, вознесенная в синагоге, может быть услышана Господом. Более того, именно в синагоге евреи ощущали себя представителями богоизбранной нации, ощущали высокий смысл своего существования. А потому отлучение от синагоги было страшнее социальной смерти: человек терял право называться членом народа Божия. Это полностью выбивало у него почву из-под ног. В его жизни пропадал всякий высокий смысл. Она становилась пустой.

Но не только об этих трудностях предупреждает Господь. Положение учеников усугубится тем, что те, кто будет их гнать и убивать, зачастую будут не самыми худшими из людей. А возможно и лучшими из них. Гонители будут искренне считать, что служат Богу, искореняют страшную ересь, которая подобно раковой опухоли разъедает истинную веру предков. Именно с такими настроениями гнал христиан апостол Павел до того, как сам чудесным образом не прозрел и не стал последователем Спасителя. То же самое можно сказать и о Римской империи. Наиболее страшными и жестокими гонителями христиан были императоры династии Антонинов, которые внесли большой вклад в развитие государства и при которой Рим достиг наивысшей точки своего рассвета и могущества.